Шамиль Хасянов: «Татары из Нижегородской области — так получились «Нижгары»
Пресс-служба Восточной Лиги продолжает знакомить вас со знаковыми личностями Востока. На очереди — один из руководителей «Нижгар-Минерал», новоиспеченный семьянин и просто хороший человек Шамиль Хасянов. В интервью обозревателю пресс-службы Востока Шамиль рассказал о том, почему стал реже появляться на играх команды, раскрыл подробности скандального ухода некоторых игроков и оценил последние два сезона новой объединенной команды.
Шамиль Хасянов: «Татары из Нижегородской области — так получились «Нижгары»
– Шамиль, здравствуйте! Расскажите о создании команды «Нижгары». Когда команда была основана? Кто был инициатором?
– Добрый день. Изначально команда была основана в 2010 году и называлась «Рыбушкино». Создал команду лично я. Это была моя инициатива. Рушан Ибатуллин тогда поспособствовал тому, что мы приняли участие в чемпионате Первого дивизиона сезона 2010/2011. Мы заявились, в середине первенства у нас был достаточный гандикап, чтобы не участвовать в борьбе за выживание. Но из-за проблем с приездом игроков на матчи – наверное, я сам виноват в том, что мы не собирались, – а также из-за отсутствия опыта и организованности мы, к сожалению, вылетели. Денису Андреевичу (Бодрову – Прим. ред.) я сказал, что играть во Втором дивизионе мы не будем.
– Почему?
– Я видел, что ребята не заинтересованы в выступлении за команду. Они не ездили на игры. Я просто устал мучиться.
Потом в Нижегородской области, когда все татары съезжались в деревню на турнир, у нас с Игорем Ивашкиным родилась идея создать команду и назвать ее «Нижгары». Решили собрать всех сильнейших футболистов татарской диаспоры в Москве и заявиться в ЛФЛ. 90% команды представляли именно эту национальность.
– Почему назвались «Нижгарами»?
– Татары из Нижегородской области. Поэтому и назвались «Нижгарами».
У нас собралась очень хорошая команда. Мы уверенно возглавили таблицу своего первенства и спокойно выиграли чемпионат сезона 2011/2012 во Втором «А» дивизионе. Потом выкупили место в «Вышке». Мы усилились очень сильными игроками, но чего-то нам не хватило на первом этапе. Начали с уверенной победы, но затем последовал ряд поражений, мы в команде разругались. Команда не то что распалась, скорее разделилась. Но я остался. Мы тогда были на дне турнирной таблицы. Однако к концу сезона мы доигрались до шестого места и впервые получили путевку в турнир «на Москву».
– Как Вы впервые познакомились с Владимиром Георгиевичем Семеновым?
– С ним мы познакомились на одной из игр сборных. Это был сезон 2011/2012, мы еще тогда играли во Втором дивизионе.
– Имеет ли какое-либо отношение к сегодняшним «Нижгарам-Минерал» история «Минерала»? Чьим правопреемником является клуб – «Нижгар», «Минерала» или обеих команд?
– Начнем с того, что после абсолютно нормального расставания с Игорем Ивашкиным я в течение одного сезона руководил командой самостоятельно. Мы заняли пятое место. После этого Владимир Георгиевич взял перерыв в ЛФЛ с «Минералом». Безо всяких раздумий мы с ним пришли к выводу, что можно попробовать объединиться и замахнуться на что-то серьезное. До того «Нижгары» были сами по себе, «Минерал» – сам по себе. Просто решили объединиться и назвать команду «Нижгары-Минерал». Это было перед сезоном 2013/2014. Сейчас мы совместно закончили уже второй сезон.
– Скажите честно – когда-нибудь жалели о том, что решили объединиться?
– Нет, конечно! У нас с Георгичем бывают порой разногласия, мы ругаемся. Но у него свое мнение, а у меня – свое. И, наверное, было бы скучно, если бы никто из нас свое мнение не излагал. Мы оба – отходчивые люди. Поругались – и тут же обнялись. Повторюсь, мы уже два сезона закончили вместе, и ни единой минуты я не жалел о том решении.
В том сезоне, как вы помните, мы довольно успешно выступили, заняли четвертое место. В Кубке ЛФЛ нам чуть-чуть не хватило, чтобы пройти «Волхонку». Кубок Востока мы вообще выиграли. В этом году мы хоть и проиграли финал Кубка ЛФЛ, но все равно дошли до финала розыгрыша. Хотя бюджет у нас… Есть более богатые команды, которые уже давно отсеялись, а мы сегодня играли в финале против «ЦДКА».
– Команда второй год подряд останавливается в шаге от медалей Высшего дивизиона, при этом регулярно на определенном этапе сезона участвуя в чемпионской гонке. Считаете ли Вы два четвертых места подряд неудачей? Если да, то в чем ее причины?
– В сезоне 2013/2014 уже в марте было понятно, что мы вряд ли поднимемся выше четвертого места. Была «Усадьба Банная», была «Сборная RMA» (ныне «РМА» – Прим. ред.), был «Мортон». Хотя мы до Нового года уверенно шли в первой двойке. Однако по весне у наших игроков произошел спад, и мы доплыли до финиша на четвертом месте. Я не считаю такое выступление неудачным.
А вот в завершившемся сезоне мы более ровно начали чемпионат, уверенно закончили первый круг, нормально начали второй. Под конец упустили медали. Наверное, все-таки сами виноваты, хотя могли бороться за чемпионство после того случая с участием «Мортона». Не проиграй мы «ДИСе», наверняка участвовали бы в гонке до конца. Это был ключевой момент борьбы за чемпионство. А так – когда так обидно упускаешь медали на финише сезона, наверное, можно признать его неудачным.
– Год назад «Нижгары-Минерал» завоевали первый трофей – Кубок Востока. Вспомните тот розыгрыш. Согласны ли Вы с тем, что тогда Вы испытали самые яркие эмоции за все время пребывания в ЛФЛ?
– Это были сильные эмоции. Это был очень серьезный Кубок, у нас была сложная сетка. Мы обыграли «Профит», «Технопул», «Усадьбу Банную» в полуфинале и «ДИСу» в решающем матче. Но все-таки, наверное, я испытал еще больший прилив эмоций после победы над «Коньково» по пенальти в полуфинале Кубка ЛФЛ этого сезона. Нам часто говорят, что у нас нет коллектива. Но я был счастлив видеть в тот момент команду единым целым, ребят – обнимающимися и радующимися после победного пенальти.
– Вы уже сказали, что считаете успехом выход в финал Кубка ЛФЛ. Что скажете по игре с «ЦДКА»? Неужели нет обиды от поражения в решающем матче?
– Под конец сезона у нас пошёл спад. Трудно ответить на вопрос, чего конкретно нам не хватило. В связи с этим можно было согласиться с тем, что в финале нам будет очень тяжело. Однако мы показали достойный футбол против «ЦДКА». Ребята – молодцы, бились, как могли. Если бы не этот штрафной на второй минуте… Конечно, в душе есть расстройство. Всегда обидно проигрывать в финале. Однако в тоску из-за этого поражения я не впаду.
– По ходу завершившегося чемпионата вы с Владимиром Георгиевичем передали руководство игровыми процессами Сергею Неретину. На чем основывалось это решение? Оправдал ли Сергей оказанное ему доверие?
– Решение о назначении тренером команды Сергея Неретина скорее даже было принято лично мной. Я настаивал на этом. Дело в том, что у Владимира Георгиевича есть свои игроки и свое видение процессов в команде, а у меня – свое видение. Мы сначала хотели взять человека со стороны на позицию тренера, но все ребята сказали, что надо выбрать из своих кого-то одного, кому можно доверять. Выбрали самого старшего – Неретина.
Я так понимаю, что до этого он нигде никого не тренировал, однако, как я уже сказал, он старше всех в команде, его все без исключения уважают. Сергей – самый опытный среди нас и абсолютно адекватный человек. Понятное дело, что к людям, которые чего-то хотят добиться, всегда есть вопросы. У нас к нему они тоже есть, как и у него к нам, думаю. Тем не менее, пока все адекватно, мы работаем дальше.
– Иногда уход игроков из команды сопровождается если не скандалом, то определенной историей. Так было с Ринатом Хасеновым в прошлом сезоне, так же случилось и с Михаилом Кузьминым в начале этого чемпионата. Можете открыть причины, по которым эти люди покинули стан «Нижгар-Минерал»? Действительно ли эти два ухода были настолько болезненными для команды и ее руководителей в плане психологии?
– Давайте обо всем по порядку. По Ринату Хасенову – я до сих пор поддерживаю с ним приятельские отношения. Мы созваниваемся. Когда видимся, то всегда общаемся. Я его считаю одним из лучших левых защитников, возможно, не только Востока, но и всей ЛФЛ. Если бы он чаще поддерживал свою форму, то реально был бы в числе сильнейших. Однако у него свой характер, у нас – свой. Мы с ним не то чтобы поругались… После одного из поражений – не помню, кому мы тогда проиграли – Ринат показал свои принципы, мы показали свои. Никто не пошел друг другу на уступки, в итоге отношения были разорваны, и Хасенов покинул нашу команду. В принципе, я рад за него. Он ушел в «Мортон», где уже в том году стал чемпионом Востока и в этом сезоне был одним из ведущих игроков в составе своей команды.
Что касается Михаила Кузьмина, то мы от него не отказывались. Грех отказываться от такого игрока! На мой взгляд, немного неправильно поступил Семен Гюлумян из «РМА». Накануне нашего осеннего матча со «студентами» Михаил подошел к нам с просьбой поговорить с Семеном, чтобы тот поспособствовал его поступлению в бизнес-школу RMA, возможно, даже со скидкой. Владимир Георгиевич подошел к Семену, тот обещал помочь. На второй день к обеду мы узнаем, что Кузьмин зачислен в RMA со скидкой, но с одним условием – Михаил переходит в «РМА». Конечно, тогда я очень сильно был обижен на Семена. Но я – человек незлопамятный. Я простил Семена. А простил ли его Владимир Георгиевич – лучше спросить у него. Я не знаю, кто в той ситуации поступил правильно, а кто – нет. Может быть, я поступил бы так же – воспользовался бы ситуацией и увел сильного игрока к себе в команду. Не нам одним судить.
Если возвращаться к тому, жалел ли я об уходе кого-то из игроков, то за пять лет в ЛФЛ мне было жаль терять лишь одного игрока – Ильнара Жамалетдинова, нападающего пока еще «Футболмании». Я жалею, что он ушел – как игрок команды, как ее капитан и как человек. Он капитанил в «Нижгарах» еще до объединения. Долгое время выступал за нас и радовал меня своей игрой. Только о его уходе я по-настоящему жалею.
– В любой команде есть костяк, который невозможно заменить. Есть ли такие люди, без которых Вы не можете себе представить «Нижгары-Минерал»?
– Только что мы с Вами назвали такие фамилии, как Жамалетдинов, Хасенов, Кузьмин… Конечно, когда каждый из них уходил, у команды возникали определенные проблемы. Потому что мы не были готовы к тому, что они покинут нас. Допустим, когда к тебе кто-то подходит со спины и бьет тебя, ты же не будешь к этому готовым, правильно? А когда подготавливаешь почву, то понимаешь, что незаменимых нет. Мы это доказали результатом. Ушел Ринат – без него мы выиграли Кубок Востока. Ушел Кузьмин – без Михаила мы дошли до финала Кубка ЛФЛ.
– По Вашему мнению, каков уровень Восточной Лиги относительно других лиг ЛФЛ? Насколько этот уровень вырос за предыдущие годы?
– Уровень Восточной Лиги действительно серьезно вырос. Мы уже обошли Запад. Это действительно так. Не только по результатам сборных и клубов, но и по инфраструктуре. Неспроста мы в рейтинге Лиг прямо сейчас находимся на второй строчке. В Кубке ЛФЛ были очень сильные команды с Севера – «Беда», «Гефест», «ЦДКА», взявшие титул… Поэтому по общему уровню команд Север, наверное, пока превосходит Восток.
– Что скажете о судействе? Насколько высок, на Ваш взгляд, уровень работы арбитров в Восточной Лиге?
– Чтобы никого не обидеть, я не буду отвечать на этот вопрос, потому что со всеми судьями хорошо общаюсь вне поля. Я не могу сказать, что у нас отличное судейство. Также не могу сказать, что оно – плохое. Пусть оно останется таким, нейтральным.
– Помимо руководства командами в ЛФЛ, как Вы еще связаны с футболом? Играли ли где-нибудь?
– К сожалению, нигде не играл. Я вырос в деревне, возможности заниматься футболом не было из-за отсутствия там специализированной школы. Я связан с ЛФЛ чисто из фанатизма, из-за любви к футболу. Всегда любил его и буду любить.
– В последнее время Вы все реже стали появляться на матчах «Нижгар». Где Вы сейчас работаете, если не секрет? Именно занятость на работе не позволяет вам посещать матчи команды с прежней регулярностью?
– Действительно, я в последнее время нечасто появляюсь на ЛФЛ. Это связано, в первую очередь, с тем, что прошлой осенью я женился. Появились бытовые дела. Мы ждем пополнения в семье. Понятное дело, что после работы в выходные нужно уделять время супруге. Из-за этого, наверное, и получалось приезжать лишь изредка. Работаю я в компании, связанной со строительством.
– За кого Вы болеете в большом футболе и как давно?
– За «красно-белых». С десяти лет болею за «Спартак».
– Тогда спрошу как у болельщика «Спартака» – насколько, на Ваш взгляд, способны справиться с поставленными задачами новоиспеченные гендиректор Сергей Родионов и главный тренер Дмитрий Аленичев?
– «Спартак» – реально народная команда. Поэтому, когда кто-то встает у руля «красно-белых», все почему-то сразу ждут от него каких-то результатов. Давайте дадим время Родионову и Аленичеву! Они – истинные спартаковцы. Я хочу верить в то, что им удастся вернуть «красно-белых» на свои места. А это – не ниже второго, хотя и чемпионом давно не становились, и Кубок России давно не брали… Будем надеяться, что в течение двух лет они исправят ситуацию. Надо просто дать им время.
– За кого болеют остальные ребята в «Нижгарах-Минерал»?
– Роман Громов – тоже «красно-белый», несмотря на то, что часто появляется на матчах «Локомотива», где играет его близкий друг Дима Тарасов. У нас есть тройка игроков – Семенов, Гусак и Тихомиров, – которые заканчивали спортшколу ЦСКА. Они болеют за «армейцев». Из остальных большинство болеет за «Спартак». Из иностранных клубов – за те, где есть русские. Например, за «Челси» Романа Абрамовича.
– Что или кто является источником финансирования для клуба? Являются ли секретом цифры годового бюджета «Нижгар-Минерал»?
– На этот вопрос тоже отвечать не буду. Скажу одно – из всех «платных» команд Восточной Лиги мы являемся самыми бедными.
– Что для Вас «Нижгары-Минерал» одним словом?
– Одним словом назвать, конечно, очень сложно. «Жизнь» – думаю, это неправильно. Наверное, некое удовлетворение. Или «детище». Можно так назвать.
– Ваше пожелание нашим читателям и болельщикам «Нижгар-Минерал»?
– Болельщиков у нас не так много. Тем не менее, желаю им терпения, удачи, побед и здоровья.
Беседовал Игорь Сидоренко