Сергей Рогачёв: «У нас как раз есть следующие полгода. Не смотреть вниз, и думать – догонят или не догонят, а постепенно готовиться к выступлению в Высшем дивизионе»

Сергей Рогачёв: «У нас как раз есть следующие полгода. Не смотреть вниз, и думать – догонят или не догонят, а постепенно готовиться к выступлению в Высшем дивизионе»
С Сергеем Рогачёвым мне посчастливилось познакомиться ещё до его дебюта в ЛФЛ. Тогда часто приходил играть на поле гимназии № 1959, и иногда там играл и Сергей. Уже и не помню, сразу ли признал в крепком коренастом нападающем бывшего форварда раменского «Сатурна», и лучшего его бомбардира чемпионатов России. Хотя мастерство, с которым Сергей прикрывал мяч корпусом, и вколачивал его в сетку, не заметить было просто невозможно. Прошло несколько лет, и сейчас он играет куда реже, и в основном сосредоточен на тренерской работе. Идея большого интервью с Сергеем Рогачёвым витала в моей голове уже давно, но осуществить её удалось только сейчас. Оно получилось очень большим, поэтому будет разбито на две части. Сегодня вашему вниманию представляется первая:
— Насколько я знаю, твоим последним профессиональным клубом был «Динамо» из Санкт-Петербурга? Чем занимался после того, как провёл свой последний матч в качестве игрока?
— Сразу поехал в Молдавию сдавать на тренерскую лицензию. После этого полтора года тренировал дубль «Олимпии» из города Бельцы, а также был помощником в основной команде.

— Ты же дважды признавался лучшим игроком Молдавии? Чем таким отметился в 1996 и 2001 годах, когда удостоился этой награды?
— На самом деле в первом случае мне было всего 19 лет, и так получилось, что выстрелил. Получился такой год, что не знаю как, но залетало всё. Реально, много забивал, всё получалось в тот год, да ещё и удалось обойтись без травм. В общем, был молод, горяч (смеётся).
— Насчёт второго случая напомню — в 2001 году ты в составе «Сатурна» из Раменского стал вторым бомбардиром чемпионата России, а твоя команда заняла рекордное на тот момент шестое место. Это была высшая точка твоей карьеры, или есть достижения, которые считаешь более весомыми?
— Да я бы не сказал, что это прямо так важно было. Какой-то определённый успех был и Молдавии, и в «Сатурне». Хотя я не становился чемпионом в Молдавии, в России тоже не довелось, золото удалось завоевать только в Казахстане. Неудачи тоже случались, поэтому я бы не стал придавать этому определяющее значение.
— Ты сказал, что не становился чемпионом Молдавии. А как же 1997 год, когда золотые медали выиграл «Конструкторул»?
— Так как я провёл в этом клубе всего два месяца, то всё-таки для себя не считаю, что завоевал чемпионство. Так получилось, что «Конструкторул» взял меня в аренду у «Олимпии» специально под Кубок Уефа. По сумме двух матчей мы прошли какую-то израильскую команду («Хапоэль Ирони-Ришон» – на счету Рогачёва по голу в каждой встрече), и вышли на турецкий «Галатасарай». Пройти его нам не удалось, у меня закончился срок аренды и я вернулся обратно в «Олимпию».
— А почему «Конструкторул» не захотел продлить аренду?
— Был договор между клубами, что аренда именно под еврокубки. Конечно, мне предлагали остаться, но я не захотел.
— Если вообще вспомнить лучшие моменты за годы игровой карьеры, что в первую очередь приходит на ум? Может быть какой-то важный гол?
— Ну особо важных и красивых голов особо не помню, да я никогда и не отличался тем, что забиваю какие-то шедевры. В основном большинство голов у меня были из пределов штрафной, где я чувствовал себя уверенно из-за интуитивного выбора позиции. А из каких-то памятных моментов… Наверное, дебют за сборную Молдавии на стадионе «Уэмбли» в отборочном матче. В 19 лет это конечно давало чувство какой-то эйфории, и массу эмоций. Счёт 0:4 конечно был не в нашу пользу, но это забылось, а вот это чувство эйфории осталось (смеётся).

— Самый крутой игрок, или может быть игроки, с которым тебе доводилось играть в одной команде?
— Да много кого можно назвать. Хотя отдельно хотел бы выделить Валерия Кечинова. Реально очень талантливый и умный игрок, кроме этого ещё и хороший человек. Мог бы достичь гораздо большего, но травмы…
— А как Андрей Канчельскис, с которым вы пересеклись в «Сатурне».
— Кстати, да, с Андреем вместе играли почти год. В первую очередь запомнился его профессионализм. Подготовка перед тренировкой, восстановление после – этого у него не отнять.
— А против? Может выделишь защитников, противостоять которым было особенно сложно.
— Ну сборной Молдавии со всеми сложно (заразительно смеётся). Довелось играть против знаменитых итальянцев – Мальдини, Костакурта, Альбертини. Сол Кэмпбелл, Гарет Саутгейт, который сейчас тренирует сборную Англии. Всех не вспомнишь, тяжело было с многими.
— Когда и как к тебе пришло понимание, что ты хотел бы заниматься тренерской деятельностью.
— Наверное, когда начал чувствовать, что я уже на исходе, и постепенно сдуваюсь. Да, те же 33 года для футболиста далеко не предел, но всё-таки первое, что пропадает с возрастом у нападающего – это резкость, быстрота, где-то ловкость. Если защитником ещё можно попылить за счёт чтения игры, то нападающим уже сложно.
— Ты получил тренерскую лицензию, немного потренировал в Молдавии. Сейчас твоей основной деятельностью является тренерская работа, или что-то ещё?
— Тренирую саму «СПАРТУ», детские команды из её системы. Сейчас Александр Иванович вплотную занимается ветеранами, так что у нас будут и дети, и первая команды, и дубль, плюс ветеранская команда.

— За «СПАРТУ» играет твой средний сын Иван, почему он выбрал амплуа вратаря, а не пошёл по стопам отца?
— Он в принципе поздно начал заниматься футболом. Не знаю почему, но ему понравилось в воротах, он хорошо координирован, ловкий. Ну я не был против.
— В данный момент основным вратарём «СПАРТЫ» является Дмитрий Лыткин. У Ивана в будущем есть шансы занять твёрдое место в основе?
— Иван должен набраться опыта – это раз. И во-вторых – быть на две головы выше Лыткина, что бы не было вопросов, что папа тащит сына (смеётся).
— Чем занимаются остальные твои дети?
— Старший Кирилл занимается BMX. У него даже есть определённая категория. А младший Илья также увлекается футболом, но не слишком серьезно, а больше для себя.
— Ты был заявлен в ЛФЛ ещё до «СПАРТЫ», но судя по статистике, так и не провёл ни одного матча. Почему?
— По-моему один матч сыграл, если не ошибаюсь. Мой приятель, Марат Махмутов, когда мы закончили играть, позвал меня поиграть за команду, честно, названия даже не помню. Вот вместе с ним сыграл один или два матча, если не ошибаюсь.
— Эта команда по забавному стечению обстоятельств назвалась… «Спарта».
— Тоже «Спарта»???
— Да, «Спарта».
— Это судьба (смеётся).
— Алексей Медведев, с которым ты вместе несколько лет играл за «Сатурн», сейчас коллекционирует бомбардирские титулы в различных соревнованиях российского и мирового уровня. По идее, ты ведь мог сейчас похвастать чем-то подобным?
— Мы же ещё и одногодки вроде?
— Да.
— Ну я знаю, что Лёха тоже тренирует детей, школа вроде своя. На самом деле, скажу так – травмы не дают мне играть так, чтобы я получал от этого удовольствие. А играть в любительском футболе на уколах или таблетках, это не комильфо для меня.
— То есть тебя на поле больше не ждать? Или время от времени будешь всё же выходить по необходимости?
— Вряд ли буду появляться в играх, потому что на данный момент для меня это не столь важно. То колено начинает болеть, то ещё что-то…
— Между собой продолжаете играть на тренировках?
— Иногда да, выхожу с ребятами. Но очень редко, да и то, после этого надо восстанавливаться два дня (смеётся).
— Как относишься к тому, что в любительском по названию футболе, зачастую платят далеко не любительские деньги?
— Я не настолько компетентен, чтобы осуждать это, или как-то оценивать. Если это так, то ради бога. Если это будет повышать уровень любительской лиги, то я ничего против этого не имею, только за.
— Если две «Спарты» — просто совпадение, почему решили назвать так клуб?
— Название было ещё до нас, не мы создавали этот клуб. Сейчас можно выделить пять человек, которые если выразится простым языком – «рулят». Александр Иванович, Юра Набиев, Дима Романенко, я и Рамиль Мангушев. У каждого из нас есть своё поле деятельности. У Александра Ивановича – дети и ветераны. Дима занимается организационной частью, на Юре дубль. Я соответственно за основу, и в целом за тренировочный процесс. Ну и над всем этим наш Рамиль. Я рад, что он у нас есть, и на самом деле, он делает для команды больше чем мы вместе взятые. В общем, мы его ценим и любим.

— Если всё же вернуться к названию?
— Как уже сказал, не мы его не придумывали, это просто было слияние с той командой, которая уже называлась «СПАРТОЙ».
— Не было мысли переименоваться?
— Никогда.
— То есть название сразу понравилось?
— Ну да, почему нет?
— Как вообще «СПАРТА» появилась в твоей жизни?
— Кроме Рамиля наша четверка бегала отдельно на школе, на поле Гимназии № 1959. Ты же иногда играл с нами, должен помнить. Как-то сыграли товарищеский матч со «Спартой», после которого они предложили нам объединиться. Мы дали согласие и пошло-поехало.
— Тебе лично эта идея изначально понравилась, или ты просто решил помочь друзьям?
— Ну естественно, мы обсуждали этот момент. Что нам лучше сделать – соединиться, или может быть организовать что-то своё. Выбрали второй вариант. Им не хватало людей, им тоже, поэтому изначально, всё скорее делалось для количества.
-Если не считать дебютного сезона, когда команда зашла в розыгрыш лишь по ходу чемпионата, где выдали мощный второй круг, то последовательно были завоеваны золотые медали в третьем и втором дивизионе. Сейчас…
— (перебивает и смеётся) То же самое.
— … чем можешь объяснить такие успехи «СПАРТЫ»?
— Во-первых, организация – это самое главное. Опять отмечу Рамиля и Александра Ивановича, которые помогают нам со стадионами, будь то школьные поля, или стадион «Нефтяник». Мы тренируемся два раза в неделю, кроме этого есть также индивидуальные занятия с молодыми ребятами, которые хотят играть в футбол. Поэтому не в зимний период, когда есть где тренироваться помимо «Нефтяника», мы занимаемся практически каждый день.
— Изначально в составе «СПАРТЫ» присутствовало много ветеранов, но сейчас даже в дублирующем составе преобладают в основном молодые игроки. Такова стратегия развития?
— На самом деле мы за всё это время, что существует «СПАРТА» — никого не выгоняли. Некоторые ребята уходили сами, по разным причинам. Кто-то переезжает в другой район, кто-то хочет играть за другую команду, кто-то был не согласен с тем, что не проходит в основу. Летом мы создали дубль, где может играть большинство, играть для удовольствия, и при этом ещё иметь результат.

— Прежде чем более плотно поговорить о нынешнем сезоне в первом дивизионе, спрошу об остальных. Ты следишь за Премьер-Лигой?
— Да, конечно.
— Кто по твоему мнению является претендентом на золото, и почему?
— Борьба ожидается интересной. Но что я заметил, чаще всего на первый план выходит именно борьба. В премьер-лиге чаще всего идёт именно борьба, именно силовой футбол, с давлением на соперника. Опять же, есть команды, которые стараются играть чуть более комбинационно – тот же «Ураган-Люблино», та же «Русь Малаховка», «Миллениум». Хорош «Флагман», который сам по себе является очень боевитым клубом. А насчёт предпочтений… Даже не знаю, пока не хотел бы делать какие-то прогнозов.
— «Линия Алькор», которая выбила СПАРТУ из прошлогоднего розыгрыша Кубка, выступает не столь успешно. Есть мысли, почему?
— Честно, даже не вправе обсуждать этот вопрос. Успехи «Линии» были заметны, может быть сейчас и есть проблемы, но это их личное дело, и неправильно будет обсуждать их.
— Если вспомнить тот полуфинал, можешь назвать тот матч самым статусным в недолгой пока истории «СПАРТЫ»?
— Наверное да. Всё-таки, для нас полуфинал кубка на данный момент является определённым успехом. Понимали силу соперника, но опять же, при счёте 0:0 в первом тайме имели два момента, но реализовать их не смогли, и пропустили гол в раздевалку. А во втором тайме начали уже играть в неправильный футбол.
— Если бы мог вернуться в конец июня и переиграть тот матч заново, что-то поменял бы в подготовке к игре, может быть в тактике?
— В таких матчах, когда соперник выше рангом, самым важным является реализация своих моментов. Конечно, у нас была определенная тактика, и ту же «Линию» мы перед игрой изучали. И нам это принесло успех, но этот успех мы не смогли преобразовать в голы.
— Прошлогодний розыгрыш вообще получился для вас богатым на противостояния с командами высшего дивизиона. Кроме «Линии» вам тогда довелось сыграть с «Русь Малаховкой», «Марьино», и «Ураганом-Люблино». Что помнишь о тех матчах?
— В первую очередь помню настрой ребят, с каким пониманием они относились к этим матчам. Мы изучали каждого соперника, знали их сильные и слабые стороны. С «Ураганом» было сложно, и там нам где-то повезло. Превратить 0:2 в 2:2 и довести дело до пенальти. Но опять же, в кубке такой фактор как везение иногда бывает.
— Уже тогда проецировал возможные выступления «СПАРТЫ» в Премьер-Лиге?
— Обязательно. Мы хотели оценить себя на фоне команд Премьер-Лиги, и в принципе, выступили достойно. Да, мы не были на 100 % готовы в прошлом, да и в этом году. И выступай мы тогда в вышке, бороться за первые места бы не смогли. Но у нас ещё есть полгода, за которые мы можем подготовиться, в каких-то моментах пойти дальше и продолжить прогрессировать. И тогда у нас всё будет хорошо.

— На данный момент команда идёт на втором месте, отставая от «Атлетико» на 2 очка. Что получилось, а что нет, из того, что задумывали?
— Перед началом сезона мы хотели идти на первом месте постоянно. Важно уточнить – это не было планом, а именно желанием. Естественно, у нас стоит задача выйти в Премьер-Лигу. Но опять, как и в прошлом году мы испытываем сложности в зимний период. Погодные и игровые условия немного выравнивают возможности команд, здесь выходит вперёд боевой футбол, влияние комбинационного становится меньше. Поэтому зимний период для нас всегда очень сложно даётся.
— Кого считал основными конкурентами или соискателями наград?
— Предполагал, что главным соперником станет «Атлетико». Хотя остальные команды знал не очень хорошо. А с «Атлетико» мы часто встречались в товарищеских матчах, постоянно пересекались вместе, раньше вообще тренировались с ними на одном поле. Поэтому для себя выделял именно их, возможности других клубов представлял хуже.
— Перед центральным матчем первого круга против «Атлетико» случилась сенсационная нулевая ничья с занимавшим последнюю строчку «Авто-Стандартом». При том, что ты сам признавал такой результат закономерным. Впервые в сезоне «СПАРТА» не смогла забить, это был звоночек?
— Да, это стало своего рода сигналом. Иногда чувствуется, когда у команды наступает спад. Было видно, что у нас не лучший период. Хотя не могу сказать, что у нас кто-то из-за травм пропускал, фактически все сильнейшие были. Может быть мы не были в хорошей форме по разным причинам, и так получилось, что этот период мы можем занести себе в пассив.
— Получается, что ваш очный матч с «Атлетико» случился не вовремя для вас. основные причины поражения, или их стоит искать в другом?
— Считаю, что причины стоит искать только в нас. Не только в игроках, но и в тренерском штабе, во всей команде в целом. С себя ответственности не снимаю, возможно какие-то вещи можно было сделать по-другому. Скажу, что мы попали в какую-то зону комфорта, где нас всё устраивало, особенно в начале сезона, когда мы забивали по 7-8 и были на белом коне с флагом «СПАРТЫ» впереди. Но нас хорошо остудили, возможно даже вовремя.
— Следом за этим поражением случилась ничья с «Вымпелом», когда соперник отыгрался с 1:4. Что чувствовал после пропущенного на последних секундах гола?
— Ох… Конечно больно. Больно и обидно такие игры отдавать. Нужно было удерживать этот счёт, но опять же, мы опять поймали эту эйфорию при счёте 4:1. Иногда нас это нас подкашивает, мы входим в зону комфорта. Иногда нужно получать удовольствие. Вот к примеру, у нас в команде Армен Газарян. Когда мы выигрываем с большим счётом, легко, я редко от него слышу, что он получает удовольствие. А вот когда мы играем с сильным соперником, и играем тактически правильно, и он устаёт, я вижу, что он в два раза больше устаёт. И вот он всегда говорит, что от таких игр он получает кайф. У меня похожая история.
— Та ничья не могла надломить команду психологически? Не было таких опасений?
— Нет, не было. Мы скорее стараемся сделать выводы из таких игр. Что-то перестраиваем в тренировочном процессе, в тактическом плане. Иногда даже экспериментируем, хотя возможно, не всегда это правильно в краткосрочном отношении. Но при долгосрочном планировании это полезно.
— Теперь ты в целом ознакомился со всеми командами. Как оцениваешь уровень первого дивизиона? Насколько он выше, чем во втором?
— Однозначно выше. Во втором дивизионе есть максимум шесть команд, которые могли бы играть в первом дивизионе, и чувствовать себя достаточно комфортно. Впрочем, в первом дивизионе то же самое по отношение к высшему. Первые шесть команд также способны выступать неплохо в вышке. Тут как в английском чемпионшипе – основная борьба идёт за то, чтобы выйти. И это даже сложнее, чем потом остаться в высшем дивизионе. Вот это самое смачное.

— За счёт чего «Атлетико» на данный момент лидирует в первом дивизионе? По делу?
— Считаю, что по делу. Ребята сыграны, давно играют вместе. Команда уже давно играет вместе, и у них действительно есть сыгранность.
— Сейчас, даже на старте второго круга понятно, что в следующем сезоне СПАРТА поднимется в высший дивизион. Команда готова к повышению в классе? Не просто выйти туда, а бороться за что-то серьезное.
— У нас как раз есть следующие полгода. Не смотреть вниз, и думать – догонят или не догонят. А постепенно готовиться к тому, что ждёт нас там. И я примерно понимаю, что. Там будет ещё больше борьбы, силового футбола. В вышке играют мощные команды. У нас много молодых ребят. Я хочу, чтобы они не дрогнули – это раз. И также хочу, чтобы они уходили (не избегали) от этой борьбы именно за счёт футбола, контроля мяча.
— Какая цель будет стоять там?
— Для себя я уже понимаю, каких цели будут стоять перед нами в следующем сезоне. Мы их команде не озвучивали, но в тренерском совете уже примерно представляем это.
— Если не брать ЛФЛ, какие цели стоят перед «СПАРТОЙ» в целом, как перед системой?
— Скажем так. У нас есть детский футбол. Это уже хорошо, дети занимаются футболом, они здоровы, и от этого хорошо и родителям, и нам. И второе направление – трудоустройство молодых футболистов, которые играют за нас в тот период, пока они нигде не устроены. Тот же Сергей Василенко играл в прошлом сезоне за «Арарат» и «Арарат-Д». Руфат Гасанов тоже самое. Как и Дима Лыткин, и Нарек Багдасарян. Алишер Мирзоев тоже на просмотре в профессиональной команде. Дай бог, что у нас всё получится, продвигать футболистов на уровень выше.
— Как думаешь, реально ли это, чтобы профессиональные клубы могли искать себе игроков в любительских командах?
— Почему нет. Всё бывает. Те же бразильцы так вообще многие из дворового футбола. Сейчас уровень ЛФЛ растёт, и я считаю, что это вполне возможно. И нас некоторые ребята вполне потянули бы в профессиональном футболе. Тут главное — отношение. Да, возможно где-то нужно дать какой-то толчок, а потом всё может получиться.
***
Конец первой части
Беседовал Олег Иджилов