Герой тура: Максим Ковальчук.

ЧЕЛОВЕК С ДВУМЯ СЕРДЦАМИ
Интерьвью с легендой Западной ЛФЛ, рекордсменом по играм за сборную Запада, игроком ФК «Барс», тренером ФК «Мегаполис Москва Заборград», тренером молодёжной сборной Запада, арбитром ЛФЛ, представителем 2-й лиги Запада, футболистом и человеком.
Герой тура, автор одного из голов Барса в недавнем принципиальном дерби со Спартой, Максим Ковальчук.
Как тебе последние игры Барса?
Результат есть, значит начали по-чемпионски.
Команда показывает прошлогодний уровень игры?
Конечно, показывает, единственное, что стало тяжелее. Я считаю, на любую команду, которая выиграла чемпионат или кубок, будет двойной настрой. Команде, которая что-то выиграла, приходится доказывать свой уровень и превосходство над другими командами, поэтому любая игра — тяжелая. Тот сезон нельзя сравнивать с этим, потому что у команд новые задачи, новые игроки и другая игра. Барс играет в свою силу, подтверждая своей игрой результаты, которых добился.
Как ты оцениваешь игру новичков команды?
Самое главное, мы сохранили прошлогодний состав. Это говорит, о том что команде не нужно много времени, чтобы сыграться. Думаю, тренер проводил в этом году более точечную селекцию на те позиции, которые время от времени необходимо закрыть. По двум играм, которые отыграл Копейкин, сложно говорить. Видно, человек футбольный, а как сложится дальше покажет только время. А вратарь скорее на перспективу, Артем еще молодой. Ему нужно расти и привыкать к этому футболу.
Может ли Барс повторить чемпионство и удавалось ли это кому-то на твоей памяти?
Удавалось, если не ошибаюсь, то Спарта и Балтика делали дубль, играя еще на полях «Матвеевки». Я считаю, Барсу будет очень тяжело.
Как сторожила команды, расскажи, что изменилось в последние годы.
Я иногда сам задаю себе такие вопросы, потому что частенько вспоминаю 2005 год, когда Барс стал чемпионом. Тогда был другой уровень, другой футбол, немножко другие ценности. Сейчас наплыв хороших, профессиональных футболистов, а тогда играли больше любители.
Макс, это правда, что ты не пропустил ни одной официальной встречи сборной Запада?
Нет, одну все таки пропустил. Это было на второй или третий год существования сборной по уважительной причине — после работы простоял в пробке. Я даже помню кто забил первый гол за сборную! Это был Евгений «Зима», который сейчас играет в команде «Пуля».
Правда, что отчет матчей сборной ведется по тебе?
Может быть, да.
Судейские дела.
Макс, откуда появилось желание судить?
Это началось очень давно, с «Матвеевки». Если можно так выразиться, пытался сочетать приятное с полезным. Смирнов Дмитрий предложил быть главным судьей второй лиги. Я очень долго думал мое это или не мое, надо или не надо, но согласился и начал потихоньку судить. Как и у всех в начале были ошибки, даже грубые. Постепенно втягивался, рос вместе с командами, и даже те замечания, которые делали мне команды, старался анализировать и делать из них выводы.
Иногда ты эмоционально реагируешь на судейские решения, но сам при этом судишь. Как это объяснить?
Даже, если мне дадут судить команду, за которую играю, то никогда не свистну в ее пользу специально, потому что я просто отключаюсь от всего, что за полем. Если я вышел на поле судить, то я стараюсь судить хорошо. Для меня нет на поле друзей или врагов. Есть лишь желание хорошо сделать свою работу. А когда я стою на бровке, я только тренер, не судья и не игрок. Естественно, спорное решение судьи вызывает у меня эмоции. Я уже не настолько эмоционален, как раньше. Сейчас, это цветочки(улыбается). С возрастом взгляды меняются, становишься более спокойным, стараешься сдерживать эмоции.
Где ответственность больше в судействе или на тренерском мостике?
Ответственность везде большая. Если обратиться к стереотипу: «Проигрывает команда — виноват тренер», то, конечно, тренеру тяжелее. Судейство и тренерское ремесло — две разные вещи, и сравнивать их будет неправильно.
Ты считаешь, что ничего страшного нет в том, что ты судишь и играешь в ЗПЛ? Как к этому относятся другие?
Я, честно говоря, реагирую на это болезненно. В этом сезоне я слышал неоднократно в свой адрес: « Ты игрок Барса, ты тренер Мегаполиса! Как ты можешь вообще адекватно принимать решения?». Я считаю, у меня со всеми командами хорошие отношения. Я никогда никого специально не «убивал», не «убиваю» и не буду «убивать», потому что у меня нет такого в характере. Я по жизни иду так: «не надо относится к людям так, как не хочешь, чтобы они относились к тебе». А если что-то плохое говорят, то говорят от эмоций, а не со зла. Во всяком случае, я так думаю.
Тренерские будни.
Как начиналась твоя тренерская карьера?
Тренерская карьера начиналась тяжело. Собирал команду с буферной лиги, ездили мы на северо-восток. Игроков тогда было найти трудно, тем более, что строили команду нà базе Ново-Переделкино, а в то время там было очень много команд. Игроков было много, но с теми, с кем можно было решать высокие задачи, не все шли. Честно говоря, вообще никто не шел(улыбается). Первоначально команда была построена нà друзьях. Постепенно, строя команду, мы добрались из буфера в высшую лигу.
Что самое тяжелое в тренерской работе?
Расставаться с игроками, но это неизбежно. Если человек не тянет, ему это нужно сказать так, чтобы не обидеть. Это самый тяжелый и неприятный момент.
Кто из тренеров тебе больше всего нравится?
Для меня нет какого-то идеала. Я уважаю всех тренеров, хотя бы за то, что они выбрали эту профессию. Эта работа очень тяжелая. Бывает, вкладываешь все силы и эмоции, а команда не бежит, не играет.
Согласен с тем, что в команде должен быть лидер и люди, которые делают черновую работу?
Из одних лидеров команду не построишь, так же как и из одних «черновых лошадок». Должен быть баланс. И если тренеру удается сплотить первых и вторых, то он молодец.
Чем объясняется такой неудачный старт Мегаполиса?
Отсутствием лидера(улыбается).
Что должен сделать тренер, чтобы вывести команду из кризиса?
Найти или воспитать лидера.
А может тренеру пересмотреть подход?
Мне все игры понравились по содержанию, кроме игры со Спартой. Виден прогресс по сравнению с прошлым сезоном. Моментов мы создаем очень много, но не везет в завершающей стадии… пока. Мы над этим работаем. Если просмотреть статистику, то вы увидите, что Мегаполис всегда стартует неудачно.
Что изменилось с приходом спонсора в команду?
В самой команде ничего не поменялось. Спонсор лишь финансово немного разгрузил меня. Чтобы что-то поменялось для команды в положительную сторону, им нужно что-то выиграть.
Мегаполис в позапрошлом сезоне занял второе место. Удастся повторить?
Не скажу однозначно, да или нет. Любая команда, которая заявляется на чемпионат, хочет выиграть. И мы в этом плане не исключение. Да, мы будем стараться.
Как ты отбираешь игроков для молодежной сборной Запада?
Мы с моим помощником, Романом, просматриваем все без исключения заявки на предмет возраста. Просматриваем игроков на поле, кого-то вызываем. Кто-то тянет, кто-то нет.
Почему практически не наблюдается молодых футболистов из премьер-лиги?
Из Высшей лиги взяты все, кто подходит по возрасту. Молодежную сборную вообще трудно вести, потому что для молодых ребят игры по субботам крайне неудобны. Собрать тех людей, которых я бы хотел видеть, почти нереально.
Человек с двумя сердцами.
Интересно видеть футбол со всех сторон?
Я уже отношусь к футболу, как работе. Настолько замылился глаз! Конечно, интересно наблюдать за командами и новыми личностями ,которые только раскрываются. Вообще футбол -штука интересная. Даже прихожу иногда на стадион, как болельщик.
Если бы тебе поставили выбор: играть, судить или тренировать. Что бы выбрал?
Я, наверное, смогу сделать так , чтобы совмещать все вместе. Для меня все интересно и везде мне хочется добиться каких-то высот.
Ты начинал как вратарь. Почему переквалифицировался ?
Просто так получилось. В одной из игр я травмировался, долго восстанавливался. Конечно, мне на замену нашли нового вратаря, причем даже не из России. Пришлось снова конкурировать за место в воротах и я его даже отвоевал, но травма давала о себе знать и мучить себя не было смысла. На этом моя карьера вратаря закончилась.
Ты играл практически на всех позициях в ЛФЛ. На какой чувствуешь себя комфортнее?
Либо справа, либо слева в полузащите, где я начинал. В последней игре за сборную, тренер поставил именно на эту позицию и сразу же меня пронзила ностальгия по тем временам.
Бытует мнение, что у тебя два сердца. Как ты это прокомментируешь?
Ребята со временем подметили мое отношение к делу и наградили такой аббревиатурой. Нет, я такой же как и все — одно сердце и ничего более. Стараюсь все делать на максимуме своих возможностей.
Как тебе удается совмещать судейство, тренерство и выступление за клуб и сборную?
Это очень тяжело и еще тяжелее объяснить. Для самого себя секрет. Как-то вот получается.
Сын занимается в Спартаке ?!
Да, мы тренируемся в Спартаке, в своем годе в основном составе. Тренера хвалят и даже хотят забрать его в год старше. Надеюсь он унаследует от меня хотя бы одно сердце(улыбается).
Мы знаем, что ты любишь музыку и даже поешь?!
Я больше люблю рыбалку. Да, люблю попеть в хорошей компании. Когда собираемся с родственниками или друзьями, любим попеть в караоке. Даже, когда плохое настроение хорошая музыка, как-то разряжает. Не важно хорошо ты поешь или плохо, главное чтобы это шло от души…
Какая самая смешная шутка в раздевалке?
Это лучше спросить у Евгения Маришина, который любит пошутить. А конкретно какую-либо шутку не помню, потому что их было очень много, а если даже и вспомню, то не скажу.
Каким был в детстве?
Шпаной был. Рос без отца, с матерью и братом. Разгильдяй, прогульщик и троишник — это про меня. Не скажу, что у меня было плохое детство, но если сейчас бы мой сын рос таким, то пообрывал бы уши!
Футбол спас тебя от плохой компании?
Скорее нет, чем да, потому что в футбол начал играть поздно. Мама увела от всех плохих компаний. Был момент, когда я сильно ее подвел, и то, как она отреагировала на это, было приятным потрясением. После чего я понял, что можно быть кем угодно, но никогда не делать бездумных поступков.
Блиц
Красное или синее?
Красное.
Пеле и марафона?
Пеле.
Вечная слава или вечная жизнь?
Вечная жизнь.
Зима или лето?
Лето.
Барса или Реал?
Барса.