Александр Воронцов: «В нашем деле долго переживать нельзя – легко сойти с ума»

Футбол во все времена был интересной, захватывающей и, в тоже время, противоречивой игрой. И именно судья с его арсеналом в виде звонкого свистка и пары однотонных карточек красного и жёлтого цвета придаёт футболу особый колорит. Для одних рефери предстаёт в качестве блюстителя порядка или эдакого врачевателя душ. Для других – это вершитель судеб. На самом же деле – это такой же человек, как и мы с вами. Он не застрахован от промахов и ошибок, как и каждый из нас. Такой профессии, как «футбольный судья», не существует ни в одном реестре по кадрам. Стать одним из «людей в чёрном» можно лишь по зову души или велению сердца. Чем же так привлекательна данная стезя для людей различного рода деятельности: учителей, поваров, журналистов, инженеров…инструкторов?

«Доказывал работой, что готов судить те матчи, которые мне доверяли»

– С чего началась ваша судейская деятельность? Почему решили встать, так сказать, по другую сторону баррикад?

– На самом деле много знакомых среди судей. И в один момент Павел Ботов, наверное, в шутку предложил попробовать себя в роли арбитра. Отшутился, мол, попробую. Затем приехал домой и подумал: «Почему бы и нет»? Вот так вот начал работать в поле, но уже не в качестве игрока.

– Павел Ботов – своего рода наставник?

– Я бы не назвал его наставником. Просто друг, с которым мы одно время в одной команде играли.

– В таком случае, кто давал наставления, напутствовал, направлял?

– Все самые полезные советы были от Андрея Бурова и Димы Ершова. На тот момент Андрей был главным судьёй Западной Лиги ЛФЛ. До сих пор, время от времени, обращаюсь к ним за советом. Также помогали и остальные знакомые ребята, которые уже не один год работали в судействе. Это Женя Зубов. Тот же Паша Ботов. Затем, когда уже влился в судейский коллектив и знакомых становилось всё больше, сам приезжал на игры и наблюдал, как ведут себя судьи.

Возможно, кто-то из наших читателей захочет стать арбитром, что для этого нужно?

– Могу так сказать: в ЛФЛ шанс есть у каждого стать арбитром. Самое главное, чтобы было желание. Естественно, должно быть понимание футбола. Я хоть и не учился на профессионального судью, но всю свою осознанную жизнь провёл в футболе. Именно поэтому мне было проще, чем человеку, который без какой-либо маломальской футбольной подготовки захочет стать арбитром.

ЛФЛ – это, конечно, хорошо. Но не задумывались, чтобы расширить судейские границы, скажем, до обслуживания матчей первенства Москвы?

– Задумывался, но у меня есть знакомые среди профессиональных судей, и знаю, что эта профессия отнимает очень много времени. Условно говоря, нужно заниматься только этим. Я не готов к подобному. Судейство рассматриваю исключительно в качестве своего хобби, а не в качестве основной работы.

А основная работа – это…

– Я работаю спортивным инструктором в частной компании.

Каким ключевым атрибутом в наше время должен обладать арбитр?

– Сложный вопрос. У каждого судьи имеются свои отличительные особенности. Своя какая-то манера поведения. Самое главное – умение вести игру и способность найти индивидуальный подход к каждому игроку. Иногда, чтобы футболист тебя понял, нужно прикрикнуть, а кому-то, наоборот, нужно в спокойной форме всё разъяснить.

– Что в работе молодого арбитра самое сложное?

– Вы сами ответили на вопрос. Я, конечно, не самый молодой арбитр в Лиге, но один из них. Возраст, а точнее говоря, отсутствие в этом возрасте соответствующего судейского опыта, влияет на процесс. Да, возможно, изначально встречали по одёжке – смотрели на возраст, но затем доказывал исключительно работой, что готов судить те матчи, которые мне доверяли.

«Уровень вырос с появлением у Юго-Запада своего современного стадиона»

– Говорят, что самый лучший судья – тот, который не только судит, но и сам играет. Вы играете?

– Да. Если говорить об ЛФЛ, то начинал играть на Юго-Западе за команду «Сити 05» в период, когда о синтетических полях только мечтали. Период, когда «Пищевик» – один из нынешних лидеров Лиги – боролся за выживание в Первом Дивизионе. Затем была команда «СТГ», но потом сменил Юго-Западную Лигу на Западную. Перешёл в «Очаково», где играло много друзей. В этом сезоне снова вернулся на Юго-Запад. Сейчас временно не играю, но я в заявке команды «Торпедо-Профутбол».

– Если капнуть еще глубже, где познавали азы футбола?

– Вообще же начинал заниматься футболом в ФШМ «Торпедо», но там я был недолго. Большую часть времени отыграл в команде «Крылатское». Именно там произошло знакомство со многими судьям, с которыми сейчас работаю. Выпускной год провёл в команде «Крылья Советов», а затем немного поиграл в молодёжке «Спартака» вместе с Павлом Ботовым, пригласившим меня в судейскую «компашку».

– Кто-то из одноклубников по молодёжке «Спартака» заиграл на высоком уровне?

– Если брать непосредственно молодёжный состав, то никто на профессиональном уровне не заиграл. Другое дело, что с нами время от времени тренировались ребята из дубля «Спартака». Например, тот же Артём Дзюба, но я практически с ними не пересекался. 

– Вам довелось обслуживать матчи и на Западе, и на Юго-Западе. Сравните эти две Лиги…  

– На данный момент трудно выделить отличия между Лигами, потому что работаем практически одной бригадой. Ребята, которые начинали судить на Западе, сейчас обслуживают игры и на Юго-Западе. Сказать: где лучше или хуже – невозможно. Обе Лиги сопоставимы по своему уровню. Конечно, в прошлом сезоне Юго-Западная Лига испытывала явные проблемы, в частности, с полями. Игры проводились даже на «песчанке», от чего страдала организация. Сейчас  уровень вырос во многом благодаря тому, что у Юго-Запада появился свой современный стадион.   

– Помните ли свой самый первый матч в роли судьи?

– Да, я прекрасно его помню. Это была игра 3-го Дивизиона Западной Лиги «Вэст Хиллс» — «Свинкс». «Вэст Хиллс» тогда выиграл. Матч получился напряжённым, и мне пришлось понервничать. Но нервы не были связаны с многочисленными ошибками. Просто чувствовалась нехватка судейского опыта. После игры сделал работу над ошибками, и от игры к игре набираюсь необходимого опыта. 

– Как воспринимаете неминуемую для любого судьи критику в свой адрес?

– Я всегда принимаю критику. Всегда иду на разговор с игроками после матча, со своими коллегами, которые видели игру. Выслушивать чужое мнение, пусть и критическое, необходимость для молодых арбитров, как я. Нет ничего страшного в том, что люди высказывают своё мнение по тому или иному поводу.  Главное, чтобы их высказывания были конструктивными и обоснованными.

– А долго ли переживаете за свои ошибки?

– Естественно, переживаю. С другой стороны, не могу сказать, что очень долго переживаю. В нашей профессии долго переживать попросту нельзя. Если корить себя за каждый спорный эпизод или неверно принятое решение, то можно сойти с ума.

– Как разбираете ошибки? Все судьи собираются за одним столом, общаетесь между собой, обсуждаете какие-то свои действия/матчи…

– В идеале, конечно же, хотелось бы собираться со всеми судьями вместе и разбирать определённые моменты. Но, как правило, обсуждение происходит в ходе обычного разговора после матча с более опытными коллегами, или теми судьями, которые видели игру. Часто задаём вопросы друг другу о целесообразности принятия того или иного решения. Для анализа своих действий помогает тот факт, что игры начали снимать. Это помогает в спокойной обстановке оценить свои действия, можно сказать, со стороны. Также способствует развитию то обстоятельство, что игры Высшей Лиги обслуживают два арбитра. После игры можно подойти к резервному арбитру и узнать его мнение. Зачастую, он видит эпизод иначе и с другого ракурса. Так или иначе, но разбор каких-то моментов происходит. Понимаю, многие футболисты думаю, что судья отсудил игру, развернулся и пошёл домой. Это совершенно не так.

– Ты самокритичен?

– Да, я самокритичный человек. На самом деле, когда был футболистом, то я очень много разговаривал с судьями. Предъявлял им какие-то претензии. Взяв свисток в руки, ты понимаешь, что люди не всегда осознают, почему они предъявляют эти претензии. Стараюсь делать скидку на то, что в ЛФЛ всё-таки любительский футбол. Пытаюсь разъяснить игрокам какие-то моменты, а не раздаю карточки направо и налево.

– Самый тяжелый матч в вашей карьере?

– Трудно сказать. В матчах Высшего Дивизиона больше непосредственно футбола, но вместе с тем понимаю, что на мне лежит больше ответственности. Уровень понимания игры должен соответствовать качеству футбола. Наверное, матч «Бутово» — «Финиш» стоит особняком для меня на данный момент. В игре были своеобразные «качели»: то одна команда вела в счёте, то другая. Были вопросы по назначенному мною пенальти. И игра держала в напряжение до последних минут. 

«В 90% команд есть игроки, не переваривающие судей. Таковы издержки профессии»

– Расскажите, как первая часть сезона прошла с судейской точки зрения?

– Она выдалась очень интересной. В прошлом сезоне мне доводилось работать на играх низших лиг. В этом – обслуживаю игры по большей степени Первой и Высшей Лиг. Могу сказать, что, по сравнению даже с прошлым сезоном, Юго-Запад прибавил во всех игровых отношениях. Стало больше команд, создающих конкуренцию лидерам. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть таблицу Первого Дивизиона, где невероятная плотность между командами. Тоже самое могу сказать и о Высшем Дивизионе, где зачастую аутсайдеры дают бой команде, изначально считавшейся фаворитом.  

– Можете вспомнить какой-нибудь тяжёлый для судейства поединок?

— Самой сложной игрой на Юго-Западе был матч «Бутово» — «Финиш» (5:6). И на Западе был своеобразный сложный матч, в первую очередь, в плане эмоций. Это игра Первой Лиги между «Альянсом» и «Успенское».

Матчи, каких команд судить проще? Каких сложнее?

– Везде хватает команд, которые не переваривают судей (смеется). Не буду конкретизировать, но в 90% команд есть игроки, которые не переваривают судей. Но даже к таким игрокам можно найти подход. Таковы издержки профессии и от них никуда не деться.

– Какие-то курьезные случаи были, которые вызывали у вас удивление/недоумение/улыбку?

– Так сразу на ум ничего не приходит. Например, ещё года два назад, когда только-только заявлялись новые команды, часто сталкивался с тем, как игроки сигнализировали, что гол был забит из офсайда. Бывало, что незнающие люди пытались ввести аут ногой.

– Вы – молодой арбитр, а в Юго-Западной Лиге хватает, так сказать, поигравших футболистов. Пытались ли они своим авторитетом влиять на вас?

– Напрямую с такими уж звёздными игроками ещё не доводилось сталкиваться, которые бы пытались подавить тебя своим авторитетом. Мне кажется, ЛФЛ уже выходит на тот уровень, в том числе по судейству, где даже опытные игроки, которые поиграли в РФПЛ, иначе относятся к арбитрам. Сейчас на матчах работают квалифицированные судьи, которые готовы эти игры обслуживать.

– Насколько верно выражение: «Чем слабее уровень команд, тем труднее судить»?

– Это действительно так на все 100%. Зачастую игрокам очень трудно объяснить, в чем именно он нарушил правила. Это было присуще для того ЛФЛ, который только зарождался. Тогда играли именно любители, приходившие со двора, и им было без разницы по мячу он попал или по ноге, главное – ударить. Иногда подобное смотрится забавно. Иногда же это может привести к серьёзным травмам.

«Видеоповторы? Забей гол так, чтобы ни у кого не было вопросов»

– Переключимся на профессиональный футбол. Какой европейский чемпионат самый сложный для судейства?

– Естественно – чемпионат Англии, как бы это банально не звучало. Там команды показывают порой просто сумасшедший футбол. Ни в каком другом чемпионате я не видел, чтобы судьи добавляли к матчу по 7 минут, так как во время игры было много остановок из-за оказания помощи игроками после очередного стыка.  

– Идеальный судья – какой он? Может быть, имеется некий ориентир, на кого стоит равняться?

– К сожалению, не могу сказать, что в России высокий уровень судейства. Хотя за последние годы он, несомненно, вырос. Лично мне очень нравятся итальянские судьи. По своей манере ведения игры, Никола Риццоли, как по мне, – сильнейший арбитр. Он действительно понимает игру. Нравится, как он выбирает позицию, потому что он видит каждый момент на расстоянии 10-15 метров. Для большого футбола – это та позиция, которая позволяет рассмотреть эпизод и принять правильное решение. Ему не зря доверяют топовые матчи Лиги чемпионов. Он даёт командам играть, но в тоже время держит нити игры, при этом оставаясь незаметным. Этот момент очень важен для профессионального арбитра. В этом плане Риццоли – эталон судьи.

– С тех пор, как стал судьёй, футбол смотришь иначе?

– Да, есть такое. Ловлю себя на мысли, что смотрю игру с точки зрения арбитра и принятых им решений. Тем не менее, сравнивать профессиональный футбол и любительский – очень трудно. Там в поле работает пять судей. В ЛФЛ – ты один, и для принятия верного решения нужно даже занимать немного другие позиции по сравнению с большим футболом. Здесь тебе никто не подскажет, ушёл мяч или не ушёл.

– Может тогда пойти по примеру мини-футбола, где матчи обслуживает бригада из двух судей?

– Мне кажется, в таком случае ЛФЛ потерял бы свою привлекательность, свой некий статус. Судья – часть игры. И в принципе одного судьи вполне хватает, если он действительно справляется с тем уровнем, который от него необходим. 

– Интересно, как один из представителей судейского цеха относится к идее использовать видеоповторы?

– Я категорически против введения видеоповторов. Это я говорю в качестве и судьи, и игрока. Конечно, бывают спорные эпизоды, в которых от тебя ничего не зависит, но это футбол. Забей гол так, чтобы ни у кого не было вопросов. 

И напоследок хотелось бы пожелать Александру Воронцову не сворачивать с выбранного пути, набираться опыта и совершенствовать свои навыки для продвижения по судейской иерархии.

Мелека Влалдимир