Дмитрий Махалкин: «Мне очень нравится дух соревнований».

Дмитрий Махалкин: «Мне очень нравится дух соревнований»
Арсенал, обыграв в эти выходные Веер, наконец-то прервал девятиматчевую безвыигрышную серию и поправил свое турнирное положение. На этой неделе мы взяли интервью у одного из самых темпераментных и стабильных игроков команды, Дмитрия Махалкина.
Арсенал прервал свою безвыигрышную серию, несколько важна была эта победа?
Эту победу, конечно, долго ждали, долго к ней шли, ее значение трудно переоценить, в связи с нашим турнирным положением и психологическим состоянием. При не самой лучшей игре мы добились результата – это то, что нужно было нам на данный момент.
Команда еще и не пропустила…
В первом тайме мы за две минуты дважды «отскочили», нас выручили штанги, потому что мы играли бездарно и безалаберно. Мы вышли несобранными, а Веер был, конечно, активен. Во втором тайме собрались и не дали сопернику создать ни одного момента. То, что сыграли на ноль, придаст уверенности нашим защитникам и вратарю, который нас постоянно выручал в предыдущих матчах.
Ты знаешь, что это противостояние достаточно давнее?
Я об этом не знаю, и как принципиальное дерби этот матч не рассматривался. Для нас самым главным было взять три очка.
У Арсенала бывают неудачные матчи, как удается сохранять терпение, настойчивость и атмосферу в команде?
Атмосфера у нас хорошая, дружественная, все ребята нормально общаются. А что касается нашей настойчивости, то ее, как мне кажется, не хватает. Я об этом ребятам постоянно говорю, но не знаю прислушиваются они или нет. Мне кажется, нам не хватает характера. Мы можем проиграть где-то в функциональной готовности, в исполнительском мастерстве или тактически. Но мы не имеем права проигрывать в борьбе, самоотдаче, желании – это основные наши достоинства.
Все же, как удается поддерживать нужную атмосферу в команде?
Коллектив удается сохранить, потому что все друг друга давно знают. Евгений Бакланов со всеми общается, и основная причина в том, что все хотят играть в ЗПЛ. Особенно могу говорить за себя, потому что приезжаю на матчи из Орехово-Борисово. Чем меня привлекает запад? Тем, что уровень чемпионата очень серьезный, приятно играть в футбол. Первая пятерка команд обладает вообще сумасшедшими исполнителями.
Евгений Бакланов провел на поле всего один тайм игрового времени, с чем это связано?
Посадили его, потому что он уже стареет, сыпется (смеется). У нас скамейка просто стала гораздо длиннее, нежели в прошлом году. Стало больше вариативности, можем поменять тех игроков, которые устали, особенно крайних полузащитников. Играя по семь-десять минут, можно поддерживать хороший темп. Все-таки команда у нас возрастная: кому-то около тридцати, кому-то и вообще за тридцать.
Откуда взялись эти пять замен?
Была точечная селекция, по одному-два человека заявляли. Вратарь – это моя находка, кого-то Женя привел.
Ты сказал про возраст, но тридцать лет – это оптимальный возраст для ЛФЛ…
С одной заменой даже в таком возрасте тяжело играть. Конечно, если человек тренируется два-три раза в неделю, то ему хватает функционалки на весь матч. Есть команды, у которых ты всю игру обираешь мяч, это очень тяжело. Когда тебя «возят», главное иметь стержень и не сломаться.
Насколько сейчас Арсенал психологически устойчив?
После победы над Веером мы сейчас на эмоциональном подъеме. Если будем играть так же строго по задуманному плану, то у нас все будет получаться, и мы будем брать очки с нашими прямыми конкурентами.
Сейчас Арсенал начал собираться с большим количеством замен, появился интерес?
Кто-то, наверно, почувствовал конкуренцию. Это нормально, ведь здоровая конкуренция еще никому не вредила.
Ты ее чувствуешь на себе?
Я объективно оцениваю свои возможности, и если футболист сильнее меня, то я подойду к Евгению Бакланову и попрошу, чтобы он оставил меня на замене.
Новички усилили команду?
Вратарь однозначно. Был парень, который неплохо играл в нападении, но сейчас пропал.
Остальные для того, чтобы дать подышать другим игрокам?
Нет, у нас сейчас очень сбалансированный состав. Если в прошлом году был явный лидер атак, Эдуард Уразаков, то сейчас более ли менее ровный состав во всех линиях.
Насколько сильно сказалась потеря Уразакова?
Сказалось в первую очередь на креативности команды. У нас сейчас нет такого игрока, который мог бы в одиночку обострить. Мы стараемся действовать командно, поэтому забить может каждый.
Насколько быстро команда смогла перестроиться после ухода Эдуарда?
Упаднических настроений не было. Понимали, что потеряли в атакующей мощи, но все верили в себя и продолжали играть.
Согласен, что поражение от Веера открывало двери в первую лигу?
Да, конечно. Даже не в плане положения в турнирной таблице, а в плане психологии, потому что мы бы тогда попали в большую яму и руки могли бы опуститься.
Веер отпустил своих проверенных бойцов, стоило это делать в середине сезона?
Если они хотят остаться в премьер-лиге, то не стоило этого делать, потому что Вееру, который играл с нами, будет тяжело сохранить прописку в ЗПЛ.
Получается, ты согласен с тем, что команда может удерживать игрока?
Это зависит от внутренних отношений в команде: если в команде собраны друзья, то можно удерживать игрока.
При очень неплохой игре Арсенал никак не мог набрать очки, что не получалось?
Соперник не давал этого сделать, потому что играли практически со всеми лидерами. Та же игра с Балтикой, где мы обязаны были брать очки, они наказали нас за ошибки и заслуженно победили. Это было нокдаун.
Кому было обиднее проиграть: Балтике или Атлантису?
Сложно сказать, но на победу с Атлантисом мы вряд ли могли рассчитывать, да и с Балтикой все по делу было. Обиднее, конечно, Балтике, потому что это наш прямой конкурент.
Тебя не удивляет, что вы играете на равных с теми футболистами, которые выступают за Атлантис?
Нет, не удивляет, потому что мы настроились, вышли эмоционально заряженными, каждый не проигрывал свою зону, не проигрывали один в один, и мы бились до конца. Было видно, что и сопернику очень тяжело. Конечно, мастерство сказалось.
Нет у тебя ассоциаций с первым кругом?
Есть. Мы так же будем продолжать играть и постараемся набрать максимум очков.
Ощущал ли ты давление в начале сезона?
Нет, не ощущал. Знал, что если будем играть, биться и отдавать все силы в матчах с прямыми конкурентами, то у нас все пойдет.
Матч с Барсом стоит особняком?
Приятно обирать очки у чемпиона. В том матче Барс не забил пару моментов, но и мы не давали разыгрывать комбинации у своих ворот. Тут сложилось несколько факторов: фартануло, забили первые, действовали компактно и все у нас получалось. Все это немного выбило Барс из колеи.
В этом матче ворота защищал Владимир Тихомиров, с ним вообще результаты команды лучше, хотя номинально он полевой игрок…
Это необъяснимо, но иногда он ловит кураж. До сих пор стоит перед глазами то, как он отразил мертвый удар Александра Панова. Этот момент и сломал Барс.
Сможет ли Арсенал подняться выше?
Я думаю, да. Если выиграем две-три игры, то обязательно поднимемся выше.
Стоит ли задача попадания в еврокубки и нужно ли это Арсеналу?
Мне бы лично хотелось, но такой задачи не стоит. Играем очень нестабильно и об этом никто не думает. Сейчас у нас стоит задача не вылететь, потому в первой лиге таким коллективом мы уже не соберемся.
Подбери несколько эпитетов к игре Арсенала…
Временами невнятная, но бывает эмоциональной и неуступчивой.
А чаще какой?
Так как я самокритичен к себе и к партнерам, то скажу, что нестабильной.
Обычно Арсенал не давал бой лидерам, но в этом сезоне совсем другая картина, в чем причина: сильная конкуренция внизу турнирной таблицы или перемены в игре самой команды?
Тут все вместе. Опять же, у нас изменился состав, изменилась скамейка и от этого пошли изменения в игре.
Каждый год вас приписывают к аутсайдерам, но вы все время это опровергаете…
У меня не было перед стартом сезона ощущения, что мы аутсайдеры. Считал, если мы подберем парочку игроков, то будем в середине таблицы. То, что нас причисляют к аутсайдерам, меня только заводит.
Впереди у Арсенала восемь игр: четыре с прямыми конкурентами и четыре с середняками, какие матчи ждешь больше?
Сейчас у нас очень интересны отрезок: все игры важны и во всех матчах мы можем набрать очки. Выделю ближайшую встречу с Внуково, потому что это для нас неудобный соперник. Мы проиграли в первом круге, в прошлом сезоне тоже проигрывали.
Идет ли в этом направлении какая-то работа?
Игры не разбираем, только в раздевалке за десять минут до игры быстренько поговорим, но до глубокого анализа дело, конечно, не доходит. Я лично анализирую игры соперника, смотрю их в записи. Спасибо вам за такую возможность.
Вы подстраиваетесь под каждого соперника?
Конечно, ведь мы понимаем, что играть против команд, которые идут в лидерах, первым номером – это не совсем логично. Естественно мы исходи из своих возможностей, поэтому выбираем игру на контратаках. Что касается команд «второй восьмерки», не могу сказать, что мы стараемся доминировать, просто так складывается по ходу игры.
Когда команда играет первым номером, она не знает, как действовать, согласен?
Конечно, мы начали играть с Балтикой первым номером и получили четыре. Нам лучше действовать вторым номером, но не всегда все зависит от нас. Ну, не отбрыкиваться же нам от мяча.
Играть в два защитника не слишком рискованно для команды, которая много пропускает?
Это оптимальная схема для ЛФЛ, потому что два защитника действуют в центре, бровочники закрывают весь фланг, вполне насыщенная середина с двумя опорниками. Мы пробовали играть по стандартной схеме, но у нас ничего не получалось.
На поле ты бьешься, как в последнем бою, чего не скажешь о некоторых твоих партнерах, с чем это связано?
Потому что других козырей у меня нет. Мне не всегда хватает мастерства. Я воспитанник школы Красногвардеец, куда я пришел только в двенадцать лет, потому что до этого я занимался плаванием, различными единоборствами, и родители меня упорно не хотели отдавать в футбол. Отец мне говорил, что футбол это не спорт для мужчин – там бьют сзади. Все-таки в 12 лет я уговорил родителей и в Красногвардейске ощутил себя в своей среде. Там мне привили бороться до конца и отдавать все силы.
Почему же отец не считал футбол мужским видом спорта?
Он любил футбол, смотрел его, но сам занимался другими видами спорта. Просто ему нравились единоборства, где ты всегда лицом к сопернику.
Сильно переживаешь за команду?
Конечно, переживаю и, как любой мужчина, не люблю проигрывать.
Ты один из тех, кто больше всех проводит времени на поле, такое желание помочь команде?
Естественно, я завожусь и хочу больше проводить времени на поле, но когда устаю, я меняюсь, потому что понимаю, что нет смысла просто так стоять на поле.
Хватает ли тебя на целый матч?
Нет, не хватает, потому что нет сейчас возможности полноценно тренироваться, но раз в неделю выбираюсь поиграть со своими знакомыми. Хотелось бы больше, но, увы, дела.
Как собираетесь на игры? Всех обзванивает Евгений Бакланов?
Женя всех обзванивает, присылает смс.
С каким чувством приезжаешь на игры ЛФЛ?
Очень жду, всегда с удовольствием приезжаю. Нравится атмосфера на западе. Для меня футбол сейчас – это отдушина, все-таки накапливается усталость и на работе, и дома. Мне очень нравится дух соревнований.
В ходе всего интервью, ты не раз говорил, что подсказываешь и помогаешь своим партнерам, чувствуешь себя лидером?
Да. Меня, наверно, ненавидят ребята, потому что я почти не затыкаюсь на поле. Постоянно что-то говорю и бубню себе под нос. Ну, не могу я выходить на поле и быть равнодушным – лучше тогда вообще не приезжать.
Как ребята привыкали к твоему характеру?
Конечно, поначалу не всем это нравилось, потом уже привыкли.
Есть ли в команде люди, в глазах которых ты видишь равнодушие?
В некоторых матчах мне казалось, что такие были, но это в силу характера. Все люди разные, кого – то приходится заводить. Пример тому Юрий Васютин, которого нужно постоянно подстегивать.
Это вообще противоречивый футболист…
Он такой человек: если встал утром с нужной ноги, то он в порядке; если думает не о футболе, то ничего у него не получается.
На запад тебя привел Юрий Рыженков? И сначала в Искру?
Не совсем, мне позвонил наш общий товарищ, и я пришел именно в Арсенал. Мы усилились, шли в середине, потом у меня была полтора года пауза с футболом. Я не жил в Москве и у меня была травма спины. Когда вернулся домой, Юра предложил мне набрать форму в Искре. Понимал, что когда наберу форму, вновь смогу играть в премьер-лиге.
Следишь ли за выступлениями Искры?
Нет, не слежу, просто мне в тот момент было необходимо где-то набирать форму. После Искры я уже вновь попал в Арсенал.
Где работаешь? Чем занимаешься?
Работаю тут, недалеко, на Полежаевской, на складе компьютерного оборудования, а в свободное время… А свободного времени и нет, все свободное время провожу с семьей и на футболе.
Любимое место отдыха?
Диван и просмотр Английской Премьер-лиги.
За кого болеешь?
За Ливерпуль.
С кем себя ассоциируешь из Ливерпуля?
Ни с кем. Мне очень нравится Стивен Джеррард, легенда этой команды, великий человек, который сказал: «Когда я буду умирать, не везите меня в больницу. Везите на «Энфилд». Я там родился, там и умру».
Самое нелюбимое занятие?
Наверно, работа по дому, когда меня жена заставляет.
Самый безрассудный поступок, который ты совершал?
Наверно, не вспомню.
Он еще впереди?
Надеюсь, что нет.
Кого бы ты взял в свою команду из игроков ЛФЛ?
Даже не задумывался над этим вопросом. Взял бы плеймейкера из первой пятерки ЗПЛ.
Сколько хватит Арсеналу очков, чтобы сохранить прописку?
В этом году такой чемпионат, что статистика не имеет большого значения. Нам просто нужно выходить на каждый матч, как на последний, а очки мы посчитаем в конце.