Дмитрий Смирнов: «Единственная трудность, которую мы не научились решать, – погода»

Президент ЛФЛ, главный тренер сборной России и фаворита турнира – ФК «Барс» – Дмитрий Смирнов все последние месяцы был занят с утра до вечера. Однако прямо перед началом КФЛ он всё-таки нашёл время, чтобы ответить на вопросы и дал обстоятельное интервью.
— Начнём разговор как с председателем оргкомитета. В прошлом году прошла первая Континентальная футбольная лига. В чём основные отличия турнира этого года, а что между КФЛ-2016 и КФЛ-2017 общего?
— Общее – название и, не побоюсь этого слова, бренд. Основные идеи турнира были заложены ещ` год назад. Здесь всё, как в ЛФЛ, которая, собственно, «континенталку» и придумала. Главные тезисы и принципы нашей работы не меняются годами, зато качество растёт ежегодно. Мы придумываем что-то новое, мир не стоит на месте, появляются новые технологии, всё самое лучшее мы стараемся воплощать в наших передовых проектах. КФЛ, без сомнения – один из них, а возможно, и самый передовой.
— В процессе организации этого турнира всё постоянно менялось, возвращалось к изначальным вариантам, а потом менялась снова. Насколько сложно работать в таком режиме? Сколько у оргкомитета было планов, на все случаи жизни?
— Ну это же в крови у нашего народа. Стараться во всём быть первыми. Выбирать самые сложные задачи, а потом героически преодолевать все трудности. Мы как первые космонавты. Изобретаем сверхзвуковые двигатели, первыми запускаем человека в космос, потом высаживаем его на Луне или Марсе. Все как в увлекательных романах из вашего детства с той лишь разницей, что мы все это воплощаем в реальной жизни. Здесь и сейчас. С традиционным русским авралом, «энтузиазмом первых пятилеток», у нас, как у горинского барона Мюнхгаузена, подвиг запланирован на каждый день.
— С какими основными трудностями сталкивался оргкомитет при подготовке к турниру?
— Единственная трудность, которую мы пока не научились решать, это погода. Ты можешь трудиться целый год, а потом какой-нибудь маленький скандинавский циклон сводит все твои усилия к минимуму. Всё остальное лежит в плоскости человеческого фактора, одни люди в силу своего воспитания или каких-то других причин, создают тебе проблемы, а другие, наоборот, приходят на помощь и помогают эти проблемы решить. С первыми мы, как обычно, расстаёмся, со вторыми дружим и работаем вместе годами. Всё, как в любой сфере жизни.
— КФЛ – это самый масштабный клубный проект в массовом футболе. Насколько серьёзно отличается организация международного соревнования от общероссийского?
— Принципиальных различий нет. Мы работаем для команд. Если команды довольны – мы счастливы. А российские это команды или вообще с другого континента, уже не столь важно. Но вы правы, международный статус обязывает нас к несколько большей степени ответственности, ведь хочется, чтобы потом говорили: «вот русские молодцы, всё у них хорошо».
— В каком направлении Континентальная лига будет развиваться дальше? Проект уже глобален, но, зная вас, сомневаюсь, что вы удовлетворитесь уже покорёнными вершинами…
— «Лучше гор могут быть только горы, на которых ты ещё не бывал» – пел известный советский поэт. Проект развивается – это правда. Одно из новых направлений развития КФЛ в ближайшем будущем, как сейчас модно говорить, тренд сезона, открытие КФЛ во многих городах мира, когда под нашим брендом соревнования будут проходить не только в течение года, но и в различных странах, на различных континентах. За своеобразной франшизой к нам уже обратились крупнейшие лиги многих стран, руководители ряда из них будут в дни КФЛ в Москве. География таких контактов куда шире географии участников КФЛ-2017. Здесь мы работаем на перспективу. Со многими странами подпишем договора в эти дни прямо на «Сетунь Парке». Могу сказать одно: к тому, что мы делаем, интерес в мире велик.
— Возможно ли в будущем проведение КФЛ за пределами Москвы? России?
— Такой сценарий возможен. Но давайте не забывать, что помимо чисто футбольной составляющей, которая, несомненно, является главной, есть ещё одна цель: напомнить всему миру о главной победе человечества – победе над фашизмом. А ведь настоящий Парад Победы был есть и будет только в Москве. Мы действительно хотим, чтобы люди приезжали в нашу столицу именно в канун 9 мая и делили с нами этот Великий Праздник.
— Что в таком турнире самое главное? И как соблюсти баланс между привлечением звёзд и качеством самого турнира?
— Здесь конфликта не вижу. Все наши звёзды «дееспособны», так называемых «свадебных генералов» не держим. Если заметили у нас ту или иную знаменитость, будьте уверены, человек вовлечён в процесс наравне с другими участниками. И его имя инвестировано как раз в качество турнира.
— Переходя к разговору о футболе, сначала хочется задать вопрос не о ФК «Барс» или сборной России. КФЛ – масштабный форум. Важно, чтобы на нём были представлены различные игровые концепции? Можно турнир назвать «смотром последней футбольной моды»? Для себя подмечали на прошлом турнире какие-то тенденции развития футбола 8х8?
— Ваше определение мне нравится. Примерно так всё и обстоит. Здесь как в мировом автомобильном бизнесе. Все автобренды постоянно что-то выпускают, совершенствуют свои модели, но мир замирает каждый раз в преддверии главных международных автосалонов. У нас тоже есть свои «мерседесы», «БМВ» и «лексусы». Кому-то подавай модель для «мажоров», кому-то простой и надежный КАМаз, всё это вы найдёте на КФЛ, у нас не бывает только «садовых тележек», такие команды мы просто не приглашаем, да они к нам и не просятся. Всем остальным, как правило, есть что показать и порой это действительно очень интересно. Следить за КФЛ увлекательно ещё и потому, что именно на этой площадке порой воплощаются самые свежие идеи нашего футбола, а любая команда, играя даже в своем фирменном стиле, ничего не меняя и не стараясь кого-либо удивить, уже вносит свой неповторимый вклад в тактическое и эстетическое многообразие игры.
— А можно ли говорить о национальных особенностях стиля игры в футбол 8х8, или для этого пока недостаточно информации?
— Можно. Хорошему специалисту, взглянув на игру команды даже с балкона верхнего этажа соседней многоэтажки, порой достаточно нескольких минут, чтобы определить примерную географию. Главное, не поймите меня буквально. Несомненно, игра команд, скажем из Африки, отличается от того футбола, в который играют в России. В Европе можно, как правило, узнать итальянцев или испанцев, тех же балканцев или британцев. Но свой стиль есть прежде всего у клуба, тот футбол, в который они играют. Куда важнее не национальный колорит, а те идеи, с которыми тренер везет свою команду на КФЛ. Вот за этим наблюдать очень интересно.
— Выступление казахстанских команд в этой связи вызывает особенный интерес? Есть грусть по Тунису?
— Наше футбольное сотрудничество с родным и близким для нас Казахстаном продолжается, вот уж действительно где благодарная на футбольные таланты земля. Приезд алматинского СКА, отказавшегося от Испании в пользу КФЛ, лишь одна из иллюстраций к сказанному. А Туниса в нашей с вами футбольной судьбе уже было и ещё будет, поверьте, немало, особенно в 2017 году. Сборная в начале года объехала пол этой замечательной страны, клуб из Туниса мы всё же увидим на КФЛ, а ещё чемпионат мира готовятся принять именно в этом африканском государстве. Так что грустить не приходится.
— А существует ли региональный стиль? Например, футбол Черноземья или Поволжья, питерский стиль…
— Так глубоко я бы не копал. В том же Черноземье есть, например, Курск, и есть старооскольский ЭСПЦ. У каждой команды есть свой стиль, и он отличен от других, а главное узнаваем. Конечно, вы вряд ли перепутаете, скажем, команду из Санкт-Петербурга с клубом, например, из одного из южных наших регионов. Но «Золотой» будет играть в свой футбол, а «Гранд Форвард» в свой, да и Сочи с Махачкалой будут отличаться не только цветом футболок.
— Чего ждёте как специалист от Континентальной футбольной лиги в плане футбола?
— Скажу просто, жду. Потому что именно футбола в лучшем его проявлении на КФЛ будет очень много.
— А вообще, футбол 8х8 эволюционирует и развивается, трансформируясь, или же есть базовая 3-3-1 и различные вариации, но в целом все основы остаются основами?
— В этом году мы придумали новую «фишку». Все команды презентовали не только свои составы, но и так называемую стартовую расстановку. Причём от игры к игре она может меняться не только по содержанию, но и по форме. Приобретя официальную программку КФЛ, а потом следя за подробными протоколами матчей на сайте КФЛ, любой желающий сможет сделать выводы о всех последних тенденциях. Я вижу достаточно места и для приверженцев старой доброй классики, и для смелых новаторов.
— ФК «Барс» в прошлый раз остановился в полуфинале и взял бронзу. Спрашивать о задачах бессмысленно?
— Как обычно.
— Полагаю, следующий вопрос будет не самым приятным, и всё же. «Барс» никак не может обыграть «Золотой», причём все три игры заканчивались без голов в ворота питерцев со стороны вашей команды. Зуб есть на клуб Алексея Феликсова? Реванш хочется взять? Вообще, для вас принципиально сыграть с «Золотым» на этом турнире?
— Наверное, главная причина прошлых неудач как раз заключается в том, что все предыдущие поединки мы не расценивали как принципиальные для себя, за что и поплатились. Вот в Сочи, например, действительно, очень хотелось сыграть именно с «Золотым», вернуть, так сказать, должок. Но сочинское чемпионство уже остудило кипящую кровь, как бы это благодушие не сыграло с нами вновь злую шутку. «Золотой» мы уважаем, как и его руководство. «Барс» и «Золотой» – большие клубы. А вот играем мы немного в разный футбол. Будет ли принципиальный спор именно тренерских идей? Не знаю, посмотрим. Вообще, подобных дуэлей на КФЛ предвидится множество. Но если «Золотой» вновь схлестнется с «Легионом», думаю, будет жарче, чем в нашем случае.
— А с кем хотелось бы сыграть в принципе? Ну и с кем, быть может, не хотелось?
— Нам как раз всегда интереснее сыграть с теми командами, с которыми мы еще ни разу не встречались? Почему? Если я вам отвечу, что администратор нашего клуба коллекционирует вымпела всех наших соперников и хочет на КФЛ-2017 расширить свою коллекцию, вы подумаете, что я просто отшутился, но как говорится, в каждой шутке… Нам действительно, приятно встречать новых достойных соперников. Так, например, за последнее время из знакомств на футбольном поле одним из самых приятных было с «Медиком» в Сочи. Очень сильная достойная команда с большим бедущим.
— От каких команд вы как специалист ждёте яркого выступления на КФЛ? Кто главные фавориты, кто может удивить, кто подходит к соревнованиям в статусе «тёмных лошадок» или команд-загадок?
— Провокационный вопрос. И не от того, что он не корректен, а потому, что слишком много мыслей на этот счет. Рассуждение на эту тему может занять формат хорошей такой обзорно-аналитической программы на нашем ЛФЛ-ТВ, а так чтобы в двух словах, в интервью… Назову одних – обижу других. От совсем коротких тезисов лучше воздержусь.
— «Барс» будет играть именно тем составом, которым планировал? Всё задуманное удалось выполнить?
— Ну, как минимум, вылечить Куксова мы просто не в состоянии за столь короткий срок, учитывая характер его повреждения. Однозначно, травма лучшего защитника последнего чемпионата России – это потеря, ведь Барс традиционно играет по особой схеме в одного чистого защитника. Так что изменения будут, но как всегда минимальные, точечные, а так, все остальные игроки в строю и готовы играть.
— На внутренней арене вы выдаёте достаточно качественный сезон, но при этом его нельзя назвать удачным по промежуточным результатам. Согласны? И почему так выходит?
— Клуб участвует в своеобразном футбольном многоборье. Пройти все дисциплины и этапы надо без откровенных срывов. Не скрою, клуб нашего калибра всегда будет мерить успешность любого сезона количеством завоеванных титулов, пока у нас в копилке очередное золото чемпионата России, остальные турниры либо ещё идут, либо предстоят, либо уже гарантировали нам так называемый «гроссмейстерский минимум», тот же пьедестал. В клубе сосредоточено достаточно большое число кандидатов в национальную сборную. Для них как раз очень важно не выстреливать от раза к разу, а держать свой игровой уровень на достаточно высоком, но всё же стабильном уровне.
— ФК «Барс» уничтожил соперников на чемпионате России в Сочи. Именно в такой футбол вы собираетесь сейчас играть на КФЛ?
— Да, мне нравится такой футбол. На тотальном контроле всего: мяча, инициативы… Отдай мяч сопернику и навяжи борьбу – это не для нас. Тики-такой назовут это специалисты или как-то иначе, не столь важно, «пока мяч у нас, нам не забьют» – вот это уже ближе к истине. Но к лучшим образцам своей игры мы пока не добрались, работали над этим с марта, но общим результатом пока недоволен. Одно дело, как тренер хочет, чтобы играла его команда, совсем другое, на сколько она готова в настоящий момент. Мы не в оптимальных игровых кондициях, это факт, заметный, прежде всего, изнутри, но мы фавориты любого турнира и в состоянии навязать свою волю в каждом матче даже в нынешнем состоянии, почему бы нет.
— Если говорить о сборной России, то у команды есть костяк. Насколько велики шансы попасть после КФЛ в сборную у тех, кто ещё не является кандидатом в главную команду страны?
— Объективно, в Чехию поедут в основном проверенные «бойцы», весь вопрос в том, кто именно из них лучше проявит себя на этой КФЛ. Зато попасть «на карандаш» тренеру сборной – самый удобный момент. Ведь в этом году нас ждут еще два чемпионата мира – 6х6 в Тунисе и 7х7 в Гватемале. Жаль, что не 8х8, но мы работаем и над этим.
— Что важнее – мастерство или стиль игры – при вопросе формирования состава сборной?
— Всё имеет значение. Даже то, где и когда ты проявляешь свои лучшие качества. Можно, например, выдавать неплохой футбол, что называется, «на бабушкиных пирожках», но стоит такому игроку оказаться в чужом городе, жить с другими людьми, играть в режиме 1-2 матча в день, быть не только «первым парнем на деревне», но и брать где-то на себя лидерство в компании более мастеровитых партнеров, и всё – нет парня, растворился на поле, врос в лавку с корнем, или того хуже, всплыло на поверхность его незавидное нутро в первые же дни сборов. Кроме того, вызов в сборную надо заслужить, стабильно выступая в турнирах самого высокого уровня. Только через такие матчи готовятся игроки для сборной. А потом уже соответствие тактическим моделям и игровому стилю. Но прежде всего: футбольное воспитание, игровая практика и человеческие качества. Порой приходится слышать в свой адрес, мол, не тех набрал. Так я и не набираю никого, я же не наклейки футболистов из Союзпечати коллекционирую и не в виртуального футбольного менеджера играю, в сборную попадают только те, кто этого заслужил. А рассуждения о том, кого можно было бы набрать, оставим обывателям для кухонных дебатов.
— Вы настоятельно рекомендуете кандидатам в сборную играть на КФЛ и даже помогаете им с поиском команд. Всем удалось найти «пристанище»?
— К сожалению, нет, и меня это беспокоит.
— Последний вопрос не совсем по теме турнира, хотя и перекликается с ней и нашим разговором: сборная России выиграет наконец МиниЕвро в этом году?
— Не хочу шокировать публику, но такой цели не стоит. Для нас, страны, где доминирует футбол 8х8, в приоритете международные баталии именно в этом формате. Ту же Францию в прошлом году мы выиграли с первого захода, в этом году нас очень сильно попросили зайти в Кубок Мира по футболу 7х7, близком для нас формате. Несмотря на то, что пройдет он в очень далекой от нас Гватемале, мы ответили согласием… Что же касается МиниЕвро 6х6, то обязательно выиграем. Просто потому, что с такими парнями, как у нас, невозможно не выиграть.
Александр Седов, vsporte.ru