Федор КЛЫГИН: «Арбитр должен быть футболисту как другом, так и строгим отцом»

Главный арбитр Северной Лиги Футбола рассказал о специфике судейства в миди-футболе, вспомнил моменты своей судейской карьеры, а также пожелал отличных выступлений участникам плей-офф 2 Зимнего чемпионата СЛФ.

— Многие ребята в детстве мечтают стать футболистами, однако у кого-то это получается, а кто-то идет в тренерство, судейство. Расскажи, какая ситуация была именно у тебя.

— Как и многие одногодки, я занимался футболом, играл с ребятами во дворе. Затем выступал на юношеском уровне. Но однажды получил травму колена и понял, что нужно думать о чем-то другом. Так к концу 2005 года я прошел школу молодого арбитра и начал свою судейскую карьеру. Начинал судить чемпионат города, области, юношеские соревнования. Категории подтверждал с годами, сдавая нормативы и теорию. А затем появилась возможность попробовать себя в пляжном футболе.

— И что в итоге из этого получилось?

— На тот момент пляжным футболом в области занимался действующий ассистент премьер-лиги Сергей Суховерков. Он мне и предложил. Я собрал команду своего района —  ВАИ — и мы отыграли один турнир чемпионата области. После мне поступило предложение поработать арбитром по пляжному футболу. Я изучил правила, и в 2011 году отсудил Кубок Области по пляжному футболу.

Далее я всю зиму готовился, и в 2012 году меня порекомендовали на Кубок МОА «Черноземье» по футболу в Рязани. Там я познакомился с арбитрами ФИФА по пляжному футболу Дмитрием Боярским и Юрием Богомоловым. Считаю их своими наставниками. Успешно отработав на том турнире, мне позвонил Виктор Протасов из РФС и уведомил меня о том, что я буду судить Кубок России по пляжному футболу в Москве. Там я повидал многих звезд, что стало для меня прекрасным опытом.

— Обслуживать матчи в пляжном футболе тяжелее, чем в обычном?

— Там своя специфика игры из-за песочного покрытия. Большинство европейцев и бразильцев любят закапываться в песок где-то по лодыжку. При малейшем касании они падают. Фола нет, но раскусить обман игрока очень тяжело. Футболисты из стран СНГ играют немного проще, так что с ними было легче.

— После таких успехов как сложилась твоя дальнейшая карьера?

— После смены руководства в российском пляжном футболе я оказался не нужен. Так же произошло и с моими некоторыми коллегами. Я продолжал обслуживать областные соревнования, а затем появился вариант с Северной Лигой Футбола. На предложения от ее основателя Ильи Наймушина стать главным арбитром соревнований я без раздумий дал положительный ответ.

И вот уже второй год я здесь работаю. Считаю, что СЛФ — это лучшие соревнования 8Х8 не только в городе, но и в области. Остальные чемпионаты по миди-футболу не заслуживают внимания, потому что их организаторы банально зарабатывают на командах деньги, не думая о развитии миди-футбола как вида спорта. Мы же думаем о том, чтобы возможность играть в футбол была у всех — от мала до велика. В планах на будущее — создание подобного чемпионата для детей, чтобы совсем юные футболисты имели возможность тренироваться и играть круглый год.

Еще каждый год от Воронежа ездит 2-3 команды на Кубок Черноземья по миди-футболу. А летний сезон должен стать рекордным по количеству участвующих команд. Хотим приложить все усилия, чтобы по максимуму развить миди-футбол в нашей области, и тем самым помочь развитию на национальном уровне.

В чемпионате СЛФ играют лучшие команды города и области. «Темп», «РоссАрм» — постоянные участники и призеры чемпионата области по большому футболу. Есть и молодые команды. Например, «Академия им. Саенко». Уровень высокий, команды стремятся соперничать с ними наравне, тренируются, развиваются.

— Тебе, как арбитру, было легко перестроиться на игры 8Х8?

— Здесь размеры площадки немного меньше, чем у стандартного поля. И нет офсайдов. Игра идет гораздо динамичнее, поскольку играют стандартным мячом. Ну а плюс в том, что я уже заочно был знаком со многими игроками и командами. То есть я знаю, кто из них на что способен, у кого какой характер. Это помогает в спорных ситуациях.

В целом, мне нравится миди-футбол. Повторюсь, что было бы здорово, если бы этот вид спорта в ближайшие несколько лет поднялся на качественно новый уровень по всей стране.

— Памятные матчи можешь назвать в рамках СЛФ?

— Таких матчей было несколько, сразу все и не вспомнить. Всегда отличаются особым накалом матчи с участием «Града», того же «РоссАрма». Команды максимально настраиваются на них, а поэтому борьба идет на каждом участке поля.

— А как борешься на поле с теми командами, которые много спорят, а затем получают удаления и дисквалификации?

— Нужно сразу показать, что ты главный на поле. Пресекать игроков за лишние разговоры, нецензурную брань. Если не реагируют, то показывать предупреждения. После уже вряд ли кому-то захочется оставлять команду в меньшинстве, тем самым подводя ее в ответственный момент.

Но это не значит, что рефери должен быть каким-то грозным или даже злым. Наоборот, он должен быть в хороших отношениях с футболистами. Как говорится, арбитр должен быть футболисту и другом, и строгим отцом.

— На каких арбитров равняешься и берешь пример?

— Из российских — Сергей Карасев. Мне нравится его стиль судейства, ведение матчей. У него всегда все под контролем, не бывает беспорядка на поле. А из зарубежных — Ховард Уэбб. Он был очень строгим. Сейчас, правда, он уже завершил карьеру. Еще Марк Клаттенбург. Вообще английские арбитры сейчас считаются одними из самых сильных в мире.

— В свое время почему не пошел на повышение в ПФЛ, ФНЛ, а может и в РФПЛ?

— Наверное, так распорядилась судьба. Но я доволен тем, что есть сейчас.

— В завершении нашей беседы чего бы ты хотел пожелать участникам плей-офф 2 Зимнего чемпионата СЛФ?

— Хочу всем пожелать честной борьбы и отличного футбола. И, самое главное, без травм. Пускай победит сильнейший! 

Vadim Fedorenko