«Готов сыграть два финала четырех»

 

На поле он эмоциональный, злой боец, а в жизни спокойный и рассудительный парень. Именно такой человек носит капитанскую повязку молодежной сборной Запада. После победы на Северо-Западом мы пообщались с Рамисом о сборной и клубе.

 

Правильно мы понимаем, что у тебя сейчас травма?

Не травма, скорее всего просто повреждение.

 

Когда ты его получил?

У меня еще до выходных были неприятные ощущения, и в матче с Магистралью так вышло, что мне попали по тому же колену. Теперь отдыхаю.

 

Это просто ушиб?

Мне кажется, да. Ничего серьезного, уже намного лучше.

 

То есть к выходным будешь готов?

А мы эти выходные пропускаем, потому что перенесли игру с Титаном на неделю.

 

Это хорошо? Ты тогда точно успеешь восстановиться.

Буду готов, да, и для команды это хорошо после такого неудачного в плане качества игры матча с Магистралью.

 

Почему перенесли матч?

Титан вроде бы попросил о переносе и мы согласились.

Вообще были когда-нибудь серьезные травмы?

Бог меня уберег. Обычные ушибы бывали, а чего-то серьезного пока не было.

 

У нас две основные темы: Портер и сборная Запада. С какой бы ты хотел начать?

Без разницы, давайте начнем с Портера, потому что воскресные воспоминания более свежи.

 

Это сразу матч с Магистралью. Почему качество игры было не самым лучшим?

Трудно сказать. У нас многое не получалось на чужой половине поля. Наверно Магистраль сыграла хорошо, а мы не показали того минимума, который бы позволил нам обыграть Магистраль.

 

Недооценили соперника?

Не думаю. Нам нужны очки, мы боремся за медали. Они всегда играют вторым номером, это их конек. Очень цепкая команда, которую тяжело вскрывать. У нас не получалось что-то создать в последней трети поля, а соперник в своем стиле ловил нас на контратаках. Хорошо, что мы смогли отыграться.

 

Но ведь про контратаки было известно заранее и Максим Ковальчук, наверно, вас об этом предупреждал.

Конечно предупреждал, но в любом матче у соперника будут возникать моменты. Игрокам Магистрали удалось реализовать все свои даже полумоменты. Каждая атака — гол.

При этом Максим Ковальчук был очень спокоен на бровке.

Он нам все сказал до матча: как играть, чего остерегаться. Не стал распыляться, дал команде собраться и в спокойной манере объяснил, как нам лучше сыграть. Ну и во втором тайме прибавили, смогли сравнять счет.

 

Теперь кричит Иван Коротков?

Тут главным был конструктивный подсказ, чтобы мысль дошла до игроков.

 

Реально ли было спасти эту встречу?

В начале я лично был уверен, что мы выиграем, но эти голы, как холодный душ. Пенальти, второй гол после какого-то непонятного рикошета. Когда меня заменили из-за травмы, я был уверен в том, что отыграемся. Это было видно даже по игре, в последние пятнадцать минут Магистраль устала физически и играла уже просто на отбой. Мы сумели найти лазейки и воспользоваться ими.

 

А Портер бы смог сыграть так строго, от обороны?

Ну, у нас так с Мегатитаном получилось, сыграли на контратаках. Еще не забили очень много в концовке, правда в той игре нам очень помог быстрый гол, который позволил играть по счету.

 

Вы очень много пропускаете, особенно если сравнивать с первой семеркой…

Об этом нам постоянно говорит Максим, нужно строже играть в обороне. Тут важно понимать, что оборона — это не два-три человека, это вся команда. Если кто-то выпадает или не дорабатывает, соперник получает большое преимущество. Может быть, мы где-то не правильно перестраиваемся, не правильно играем в каких-то ситуациях.

 

Это придет с опытом?

Мне кажется, это придет вместе с сыгранностью. Все-таки не так много времени прошло со старта сезона.

Портер — команда эмоций?

В разных матчах у нас получается по-разному. Где-то мы ловим кураж, у нас все получается, как с Титаном в первом круге. Так же с Мегатитаном не было ни единой ошибки в обороне и впереди все свое реализовали.


Игра с Мегатитном была лучшей в сезоне?

Мегатитан и Титан — наши лучшие игры. С Титаном, конечно, много пропустили, но мы хорошо созидали и качество игры было на высоком уровне. У Титана есть очень хорошие исполнители, которые нас наказывали.

 

С Мегатитаном вы так же встречались в финале Зимнего Кубка?

Да, но там было больше борьбы, а не футбола. Был снегопад, поле замерзшее. Ну, это зимний футбол, от этого никуда не уйти.

 

Можно сказать, что это первый кубок для Портера? Какое значение вы придавали этому турниру?

Первый клубный трофей. Этот турнир больше был для того, чтобы сыграться и посмотреть новичков. Это руководство объявило заранее, и еще Максим нам постоянно напоминал, что нужно сыгрываться, нужно наигрывать какие-то связки. Хорошо, что выиграли.

 

Просматривали, но никого не заявили?

Никого так и не заявили. Было много молодых ребят, которые играли с нами в Зимнем Кубке, но, видимо, Максим, Ваня и Александр приняли решение, что эти люди нам сейчас не нужны. В итоге мы остались своим составом, который был у нас до турнира. Сейчас еще усилились Семахиным.

 

Это сильный футболист?

Я думаю, он нам поможет, потому что может сыграть и в центре поля, и на фланге, и в защите. Универсал.

Наверняка знаешь, что у тебя три желтых карточки. Сейчас играешь аккуратно?

У меня уже эти три желтые висят последних шесть игр. Макс меня постоянно предупреждает, что не нужно бездумно куда-то лететь, рассказывать или доказывать кому-то. Просто играть в футбол и не поддаваться эмоциям.

 

Ты можешь поддаться эмоциям?

Ну, сейчас, когда у меня три желтых карточки, я всегда помню об этом. У нас впереди череда важных игр, поэтому нельзя позволить себе подвести команду.

 

Портер готов к этой нелегкой финишной прямой?

За две недели команда успокоится, приведет свои мысли в порядок. На двух тренировках, которые у нас будут, будет максимальный сбор, чтобы мы смогли наладить все то, что у нас было раньше, что раньше работало. Нужно просто вспомнить и подойти к этим играм в полной готовности.

 

Чему сейчас уделяется особое внимание на тренировках?

Тому, что мы стараемся показывать в играх — контроль мяча. Через контроль развивать быстрые атаки или позиционные, но все обязательно через мяч. Не отсиживаться в обороне, а навязывать сопернику свою комбинационную игру.

 

Один из самых удачных трансферов — это переход в Портер Евгения Какация?

Если посмотреть топовые команды, то у всех есть нападающий-столб, чтобы выходить через него в атаку. Сейчас у нас есть два разноплановых форварда, и Максим Ковальчук этим пользуется, меняя тактику во время игры. Нам как раз требовался «столб», поэтому Какаций пришелся ко двору.

 

Ты сказал, что с Мегатитаном вы упустили много моментов. Получается, есть проблемы с реализацией?

Проблемы есть, Максим нам постоянно говорит, чтобы мы не транжирили свои моменты. Мне кажется, все очки мы потеряли из-за того, что не реализовывали свои шансы. Если мы будем более ответственно подходить к моментам, всем от этого станет легче.

 

Календарь у вас не из легких, ни одного проходного матча…

Это будет мясорубка за медали и за «еврокубки». В последних шести турах все команды будут сверхмотивированы, потому что все хотят в медали и в Лигу Чемпионов.

 

Реально ли удержаться в тройке?

Реально, просто нужно собраться всей командой и показывать ту игру, которую мы показали с тем же Мегатитаном. Если мы будем играть так же сбалансировано, то нам все по силам. У нас очень хорошая команда, которая может добиваться результата.

Хочется уже поучаствовать в «еврокубках»?

Когда я только пришел в Космос, мы участвовали в Кубке ЛФЛ. Было интересно, но мне тогда все было интересно. Сейчас мне хочется поиграть с командами из других округов, потому что на Западе все уже давно друг друга знают.

 

Сейчас следишь за Космосом?

Слежу конечно, хочется их подбодрить. Нельзя сейчас закисать, нужно собраться и в последних играх показать свой максимум, который позволил бы остаться команде в высшем дивизионе. Было бы очень грустно, если бы премьер-лига потеряла такой яркий, атакующий коллектив.

 

Переживаешь за ребят?

Конечно, все-таки я три года провел с ребятами. Очень многому у них научился как в футбольном плане, так и в жизненном. Мы много раз встречались вне поля, проводили командные сборы, отдыхали вместе. Это история, это остается в памяти, в сердце. Надеюсь, ребята соберутся и останутся в премьер-лиге.

 

Чего не хватает Космосу?

Нужно всегда играть до конца. Если команда пропускает один гол, то большая вероятность, что Космос посыпется. Когда я играл, это тоже было. Очень трудно вернуться в игру, да и ребята, мне кажется, не особо верят. Если им удастся перебороть себя и они не будут опускать руки, то результат обязательно придет.

Сколько тебе было, когда ты попал в ЛФЛ?

Четырнадцать или пятнадцать лет. Была такая команда Каит и у нее было три вариации. Одна команда играла в «вышке, вторая — в первой, третья — в четвертой лиге.

 

Команда в четвертом дивизионе называлась «Мир прицепов»?

Да, нас туда заявили всем 97-ым годом, чтобы мы почувствовали мужской футбол. Некоторых ребят поднимали в первую лигу, я был в их числе. Играл параллельно в первом и четвертом дивизионах с пятнадцати лет. Это был очень хороший опыт для молодых футболистов. Чем раньше ты попадаешь во взрослый футбол, тем раньше ты понимаешь, что из себя представляешь и к чему тебе нужно стремиться. Это очень помогает опуститься с небес на землю.

 

Рамис, несмотря на то, что ты защитник, ты еще и один из лучших бомбардиров команды. Как?

Так получилось. Это такая тактика у нас. Максим Ковальчук просит крайних защитников активно играть в атаку. Есть у нас несколько наработанных комбинаций, в которых принимают участие крайние защитники. У нас, вообще, команда атакующая.

 

Это не мешает выполнять твой прямые обязанности?

Скорее нет, ведь мы же играем по такой схеме. Если один защитник пошел вперед, то другой остается сзади и всегда есть подстраховка. И вообще, у нас есть взаимозаменяемость.

 

Но ты еще и первый ассистент в команде. Как так получается?

Это все активная игра фланговых защитников, и моя, в частности. Впереди я пытаюсь обострять, лезть вперед, стрелять, простреливать, бить. Хорошо что приношу пользу команде. Но, если честно, я первый раз узнал об этой статистике. Туда не смотрю.

 

Тренер доволен твоими действиями?

По крайне мере, ничего плохого не говорит.

 

Много голов ты забил дальними, плотными ударами. Ты их тренировал?

Просто подключался второй волной, удачно выбирал позицию и попадал.

Наверное, в свое время, подсматривал за «пожарником»?

Дааа… Слава бьет очень здорово. Я все юношество видел как он бьет, тренировался с ним, да и Озеров Александр лупит будь здоров. Есть у кого посмотреть и у кого поучиться.

 

За то время что ты в команде, ты чувствуешь свой прогресс?

Вот если посмотреть лет пять назад то, как и где я играл, динамика идет вверх. Я доволен, что не останавливаюсь на месте, развиваюсь сам. И конечно, я чувствую развитие. Если раньше я сидел и смотрел, как играет вышка, и думал: «Вот, какие звездные ребята..» А когда оказался тут, то оказалось не все так страшно. Есть удовлетворение от того, что здесь нахожусь и в этом варюсь. Это очень круто.

 

Ну и Максим Ковальчук умеет работать с молодежью?!

Если посмотреть наш состав, то у нас очень молодых.

 

В чем его сила?

В том, что он может донести простыми словами ту идею, которую он придерживается. Идею клуба, тактические задумки может объяснить все очень доходчиво и достучаться до футболистов, чтобы они выполняли его установку.

 

Сборная играет в тот же футбол что и Портер?

Аналогичные тактики. Что у Портера, что у молодежной сборной, что у старшей — все одинаково, поэтому мне не трудно перестраиваться и я просто играю в свой футбол, просто с другими людьми.

 

Согласись, что ответный матч против Северо-Запад был похож на первый?

Абсолютно аналогичный матч. Мы забиваем два мяча, контролируем игру, у соперников вообще нет моментов, все вроде бы под контролем. Но, потом возникает проблема, кстати, что и в Портере.

 

Какая?

Мы просто транжирим свои моменты, когда можем спокойно довести игру до логического завершения.

 

Почему так происходит?

Мне кажется не хватает хладнокровия. Вот если сравнить нашу молодежную сборную и основную, то это видно. У основной сборной, например, есть моментик — гол. А мы можем его не забить или отдать неточный пас. Это из-за молодости нашей…

Или мастерство это?

Это тоже, но мне кажется, что здесь основной фактор — хладнокровие. Это то, что приходит с опытом, так же как и мастерство.

 

Дежавю не возникло?

Да возникло. Просто все понимали, что нас могут наказать за наше расточительство и нужно забивать голы.

 

В такие моменты не хочется дать «по башке» нападающим?

Пару жестких слов хочется сказать, но они все тоже прекрасно понимают. Мы же команда. Нет нападающих и защитников — проигрывает вся команда.

 

Но, как капитан ты должен же напихать?!

Если должность позволяет…

 

Позволяет!

Тогда приходится и рявкнуть. Бывает такое, что ребята плывут по течению и думают, что игра сделана. А это ЛФЛ и за пять минут можно перевернуть всю игру и то, что делал пятьдесят пять минут перечеркнуть. Тут нельзя никогда расслабляться.

 

Капитанская повязка молодежной сборной Запада добавила тебе ответственности?

Конечно, перед руководством, перед ребятами. Я понимаю что люди мне доверяют и видят во мне того человека, который может повести за собой, что я стараюсь делать в «финале четырех», чтобы мы снова стали чемпионами.

 

К «финалу четырех» сборная готова?

На данный момент? Если поработать над реализацией, то очень даже готова.

 

Рамис, почему сборная так плохо играла ответную игру против СЗ?

Мне кажется, это обусловлено тем, что поменялся формат турнира. Ведь раньше было шесть игр, на которых можно было ошибиться, обкатать новых ребят, сыграться. А сейчас — две игры, в которых нельзя ошибаться. Плюс, новые люди, с которыми ты ни разу не играл, не чувствуешь их. Но, благо мы смогли все перебороть и сыграем в «финале четырех».

 

Севостьянова сильно не хватало?

Очень не хватало. Не хватало того человека, который мог бы придумать что-нибудь нестандартное, что не вытекало из логики игры. Он именно такой игрок.

 

Но, при этом, часто заигрывается?!

Согласен. В гостях Женя не реализовал несколько хороших моментов, которые могли нам сослужить более легкую жизнь в домашней игре, а так, пришлось начинать все с нуля. Хорошо что нас в конце не наказали.

После ухода Сергея Кутузова, сборная сильно ослабла?

Мне кажется, что да. Даже когда он играл за «молодегу» в том году, всем было понятно, что это игрок, который может помочь и основной сборной, и приносить результат. Мне кажется, он просто создан для ЛФЛ.

 

Если сравнить прошлогоднюю сборную и нынешнюю. Есть какие-то различия?

Если брать людей, то у нас небольшие изменения. Вот Кутузов ушел, Налетов еще был, да и все. Сейчас просто вопрос в том, что нет времени сыграться и вспомнить старые связи.

 

Нужны ли перед «финалом четырех» тренировки?

Если руководство хочет достичь каких-то больших целей, то тренировки нужны. Хотелось бы еще сыграться, наладить все. Не хочется в «финале четырех» начинать все с чистого листа.

 

Самые большие проблемы у сборной — в атаке?

Были бы проблемы, мы бы моменты не создавали. Проблема в том, что мы их не реализуем. Добавим хладнокровия и будет результат.

 

Тогда когда же забьет Глеб Воронцов?

Мне кажется, он припас все на «финал четырех» и там будет наказывать.

 

Вот ты сказал про Кутузова, который дорос и до основной сборной. Ты тоже играешь еще и за основную сборную, причем сразу после игры за молодежку. Вызов для тебя был неожиданным?

Мне перед игрой объявили, что я могу понадобиться и я сказал: « ок, нет проблем». Я доиграл игру и тренера мне сказали, что Дмитрий Смирнов хочет чтобы я остался. И Дмитрий сказал, чтобы я всегда был в тонусе и всегда ждал, мало ли что может случиться с Ильей Сошниным. Что, собственно, и случилось, он получил неприятный удар. И я дебютировал за основную сборную.

 

Были ли силы?

Силы были. Вот если бы вы меня спросили что я чувствую? То сказал бы, что у меня не было даже эмоций переживать. Просто днем мы играли за Портер, потом молодежная сборная и основная. Я играл третью игру и делал то, что умею. Да и молодой я и мне еще играть и играть.

 

Почувствовал разницу между младшей и старшей сборной?

Люди просто меньше ошибаются. Вот по скоростям одинаковая игра. В старшей меньше ошибаются и сразу наказывают за ошибки, беспощадно.

Как оценишь свой дебют за основную сборную Запада?

Я забил второй гол, как раз сравнял. Свой дебют, мне кажется, я провел удачно. Вроде бы не ошибся и ничего не испортил, мне грех жаловаться. Рад любой минуте и это для меня многое значит.

 

У тебя за последние года произошел сумасшедший взлет. Скажи, голова не кружится?

Нет, у меня такого нет. Я скромный парень и даже такого слова не знаю.

 

А смог бы сыграть два «финала четырех»?

Если не будет нервотрепки за молодежку и мы спокойно всех выиграем, то почему нет?

 

А реально молодежной сборной повторить прошлогодний успех?

Реально, вполне реально. У нас сейчас очень хорошая команда, которая может решить любую задачу.

 

Запад попал на Север. Это принципиальный соперник?

Если брать последние годы, то ведущие лиги Запад, Восток, Север и попасть на Север или Восток неприятно. Это очень сложные соперники и с ними всегда будут битвы.

 

Чтобы ты посоветовал молодым игрокам? У тебя практически идеальная карьера в ЛФЛ.

Любить футбол, выкладываться на тренировках, никогда не опускать руки и всегда биться до конца, чтобы не происходило.

Ты сейчас учишься?

Да, на третьем курсе.

 

Где?

В Московском государственном психолого-педагогическом университете. Но, учусь на управленца. Мне кажется, это очень интересно. Роль менеджера часто связана с психологией. Как ты можешь донести свои мысли, на какие рычаги воздействовать, чтобы человек делал то, что тебе нужно.

 

Кем ты себя видишь после университета?

На самом деле я еще не думал, хотя вопрос уже острый…Мне кажется, я мог бы работать по специальности. Та же капитанская повязка сродни роли менеджера.

 

Ты хорошо понимаешь людей?

Я стараюсь это делать. У нас было много теории, плюс жизненный, хоть и не большой, но опыт.

 

Ты хорошо учишься?

Я и в школе хорошо учился и в институте. Без троек. Если я занимаюсь футболом, то это мне не дает освобождения от занятий и учебы.