Кирилл Степанов: «Дошло до того, что команды меряются не игроками, а кошельками»

Руководитель «Профита» стал очередным героем нашей рубрики Персона недели. В интервью обозревателю Восточной Лиги Кирилл Степанов рассказал, что ему не нравится в нынешнем любительском футболе, какую роль в команде играет опытный костяк и какие амбиции у середняка Лиги.

– Вы в «Профите» со дня основания. Как Вам пришла идея создать команду?

– «Профит» организовался восемь лет назад. Все получилось спонтанно. До этого играли во дворе с мужиками. Решили сыграть «двор на двор» на ящик пива. Мы выиграли, не помню, с каким счетом. После этого решили – а почему бы нам не попробовать свои силы в ЛФЛ? Лига тогда только набирала обороты. Мы взяли лучших игроков из трех команд, которые еще тогда играли в ТДК (Турнире Дворовых Команд).

– Как родилось название команды? Как выбирались цвета?

– Цвета – чисто случайно. Пошли покупать форму, и нам приглянулись оранжевый и черный цвета. Смотрится неплохо, в Лиге больше никого в такой цветовой гамме не было. С тех пор не меняли ни форму, ни цвета. Что касается названия, то мы долго над ним думали. Команда «Измайлово» уже была, «Северное Измайлово» – тоже. Называться «Восточное Измайлово» не особо хотелось. Я вообще занимаюсь финансами, а «профит», если перевести, означает «прибыль», «доход». Такой вот банковский термин. Да и слово звучное.

– Как Вы пришли в футбол? С чего началась Ваша любовь к нему?

– Да с тех же игр во дворе! Я лично никогда не занимался футболом, только смотрел по телевизору. Сейчас создал команду, поддерживаю, спонсирую, делаю все, что в моих силах. Конечно, хотелось бы каких-то результатов добиться. Ну, в принципе, мы выигрывали Кубок Востока, поэтому у нас есть полноценный трофей, чем мы тоже очень гордимся.

– Ваша футбольная деятельность ограничивается руководством «Профита»?

– У меня раньше была еще вторая команда. Три года у нас был дубль, за который я и сам играл. Однажды ребятам надоело, и они решили попробовать свои силы во Втором дивизионе. Я создал команду «Профит-2», которая просуществовала два года. С этого сезона я решил продать ее место. Мне не понравилось отношение народа к делу. Кроме того, «Профит-2» все время был середняком Второго дивизиона и не имел шансов выйти в Первый. Топтаться на одном месте не очень хотелось. Сейчас играю за «Дропстоун».

– Расскажите, кстати, про эту команду! Когда в одной банде Карвацкий, Шелегов и Степанов – это нечто особенное!

– Это мои хорошие знакомые, мы с ними вместе выезжаем на турниры в Турцию. В том году они сделали эту команду для того, чтобы просто поиграть в свое удовольствие. Команда не ставит перед собой никаких турнирных задач. По сути, там играют ветераны. Порой самому младшему из полевых уже есть сорок лет. Конечно, с молодыми командами нам играть тяжело. Однако мы поддерживаем хорошие отношения и вне поля. Недавно вот в баньку ходили всей командой после игры.

– Заметил, что во время матчей «Профита» Вы стоите едва ли не в самом углу поля. Такая точка обзора выбрана лично Вами или это просто так выходит?

– Так выходит. Как-то повелось, что мы во время матчей на стадионе «Сокольники» базируемся на дальних лавочках. Мне оттуда, в принципе, все хорошо видно.

– В сравнении с другими руководителями команд Вы не особо рьяно проявляете свои эмоции, не кричите ничего ребятам во время игры. Это выработанная линия поведения или тоже так получается?

– Ну почему же? Может быть, меня не так хорошо слышно, но я часто подсказываю тем, до кого могу докричаться. Дело в том, что у меня нет футбольного образования, и порой мои подсказки людям, которые заканчивают спортшколу, выглядят просто глупо. У нас есть играющий тренер – Александр Ершов. Он отвечает за ведение игры, за состав, замены.

– Какова же Ваша роль тогда?

– Моя роль – чисто администраторская и финансовая. Можете назвать меня как угодно – генеральный менеджер, руководитель, президент. Но не главный тренер! Повторюсь, у меня нет специализированного футбольного образования. У Ершова вообще высшее образование – футбольное.

– «Профит» выиграл Кубок Востока в 2009 году. Вспомните тот сезон. Какие матчи в том розыгрыше были ключевыми?

– Самый запомнившийся матч был в четвертьфинале, когда мы обыграли «Минерал» Владимира Георгиевича Семенова. Они в том году заняли второе место в чемпионате, и у нас с ними была настоящая рубка. А в финале мы обыграли, как ни странно, команду Второго дивизиона «Новый Диск» – ту самую, которая выбила из розыгрыша тогдашних чемпионов Востока из «Ольгино Форест». Тогда у ребят горели глаза!

Мы же сначала заявились во Второй дивизион, прошли его на одном дыхании. Очковые потери были минимальными. После этого мы перескочили через дивизион. Дело в том, что первый сезон мы играли на ужасных полях где-то в Новогиреево или в Новокосино. Никогда не забуду один случай. Приехали на игру, видим квадратные ворота, а посреди поля – пень! Натуральный пенек! Какой-то ужас! На тех полях, которые есть сейчас, просто приятно играть и даже смотреть на них! А тогда приходилось играть на таких непонятных полянах.

Руководство Лиги тогда договорилось со стадионом на Открытом шоссе. Это была первая поляна с искусственным покрытием. Появилось одно место, и мы через первый дивизион сразу перескочили в «вышку».

– Можно ли назвать сезон 2008/09, увенчавшийся Кубком Востока, важнейшей вехой в истории «Профита»?

– Да, это был самый успешный сезон. Могу даже объяснить, почему. Когда мы только начинали играть в Высшем дивизионе, ребята были значительно моложе, у них у всех горели глаза. Сейчас, в принципе, у меня играют все те же, просто все стали чуть постарше.

Самое главное, что хотелось бы отметить – тогда в Лиге практически не было вот этих платных команд. Сейчас уже название – Любительская футбольная лига – абсурдно само по себе. Тогда у нас была одна-две платные команды, а сейчас – одна-две бесплатные! Ну это же просто бред какой-то! В любительской лиге платить кому-то за приезд! Это же просто нонсенс! Расскажу один случай. Не буду называть команду. Это было то ли в прошлом, то ли в позапрошлом сезоне. Команда играла «на Москву» в Кубке ЛФЛ, проиграла матч с крупным счетом и после игры подошла к руководству просить деньги за приезд… У меня совести бы не хватило! Ты приехал, проиграл, а потом еще какие-то деньги просишь!

– То есть, любительский спорт, по сути, не очень-то и любительский?

– Он уже совсем не любительский! Если я уже узнаю, что у нас даже в Третьем дивизионе есть платные команды с платными игроками, которые имеют спонсоров, это же бред! Уже не говорю про «вышку». Моя политика такова, что я никому не плачу. На мне – оплата игр, тренировок два раза в неделю на хорошем поле с подогревом.

– Это принципиальная позиция?

– Да. Я обеспечиваю ребятам все условия для тренировок. Могу, конечно, за отдельные успешные игры дать ребятам премию, но не более того. Из того, что знаю, «Титан» действует по тому же принципу. Как и «Бриг». Те самые команды, с которыми мы давно играем в Восточной Лиге. Все остальные команды у нас – платные.

– Были ли в «Профите» игроки, которых не устраивала такая постановка вопроса относительно денег?

– Да, были. У нас играл Коля Бутузов, который ушел в «Усадьбу Банную». Отыграл за нас один сезон, а после этого получил предложение от «Усадьбы» (тогда еще, по-моему, «ВостокСервиса»), от которого, по его словам, отказаться не смог. Разумеется, очень привлекательное финансово. Сейчас он играет за «Норэнс». Других подобных случаев не помню. За эти годы много народа прошло через наше сито. Чаще всего люди отсеивались по спортивным причинам. Просто не тянули. Уровень Лиги с каждым годом растет. Возможно, в том числе за счет тех самых платных футболистов. Кому-то это, может, и нравится…

– Получается некая двойная правда. С одной стороны, платная система противоречит азам любительского спорта. С другой стороны, именно из-за нее Лига сделала качественный скачок вперед. Это все признают. Где же истина?

– С этим согласен, конечно. У каждого своя правда. Я придерживаюсь своей точки зрения. Да, стало больше интересных игр. Но порой доходит до такого, что команды начинают меряться не игроками, а кошельками. Переманивают игроков из команды в команду… У меня костяк держится уже много лет.

– Кстати, в «Профите» остались игроки, которые были в команде со дня основания и никогда ее не покидали?

– Конечно. Более того, их – большинство! Это Егор Третьяков, Павел Артемьев, Александр Ершов, Алексей Новиков, Антон Яковлев… Куликов и Гусенков пришли чуть позже. Гусенков, Громов и Кирейчик играли у меня в сезон, когда «Минерал» не играл. Рома и Саша Кирейчик вернулись обратно после воссоединения «Нижгар-Минерал», а Гусенков остался. Сказал, что не хочет бегать из команды в команду и что его все устраивает в «Профите». Сейчас он у нас на ведущих ролях. Кроме того, у нас есть Андрюха Брыков, который тоже со дня основания. Сейчас взяли молодых – Вахитова и Мазурина. Это усиление на перспективу, потому что, конечно, состав нужно омолаживать.

– «Профит» имеет репутацию крепкого бойца, с которым никому и никогда не бывает легко, но который давно не может выйти в «еврокубки». По-Вашему, команда способна это сделать в ближайшее время?

– Мы всегда стараемся играть на победу. Конечно, не все получается. В прошлом мы три или четыре года подряд играли в Кубке ЛФЛ. Однажды приехали играть на Юго-Восток, а у меня даже состав не собрался. Ребята этим не горят, им это не особо нужно. Получится – хорошо, не получится – пусть играют те команды, которые хотят.

– Для Вас «Профит» остается той же бандой с измайловских дворов? Или это команда, которая заинтересована в болельщиках, пиаре, дополнительном финансировании?

– Конкуренты ставят нас в такие условия, что тягаться с ними без спонсоров невозможно. Я сейчас продолжаю поиски. Был бы рад пригласить пару-тройку хороших платных игроков, выплачивать ребятам хорошие премии. Но пока обеспечиваю команду сам.

– Если не секрет, какая сумма уходит у Вас на команду за один сезон?

– Примерно 500-600 тысяч рублей. Это мои личные деньги.

– Несмотря на всю «бандовость» «Профита», в команде уже играют футболисты РФПЛ, более того, футболисты, забивающие в РФПЛ, как тот же Зотов. Как удалось подписать его вместе с Горбатенко?

– По дружбе с Александром Ершовым. Горбатенко привел уже сам Сашка Зотов. Они в «Шиннике» играли вместе. Кроме того, они хорошо знакомы с нашим вратарем, Серегой Сидорко. Когда есть время, они всегда приезжают на тренировки и игры с удовольствием. Они – профессионалы, больны футболом и никогда не просили ни копейки. Уважаю таких людей. Большое им спасибо.

– Показалось, что когда Зотов приезжал и играл, он особо не выделялся на фоне других игроков «Профита» и Лиги вообще. Наверное, это комплимент команде?

– Не знаю. Не могу сказать, что Зотов не выкладывается на сто процентов. И в подкаты идет, и ноги не убирает. Ребятам просто приятно играть с ним! Он шикарно видит поле, здорово играет в пас.

– Стандартный, но очень важный вопрос – что для Вас «Профит» одним словом?

– Трудно сказать. Наверное, это мое хобби. Хобби, в которое я вкладываю душу. Мне это нравится. Мне приятно, когда ребята выигрывают, когда мы вместе на тренировки ходим.

– Команда где-то собирается вне поля?

– С некоторыми где-то собираемся, но не со всеми. Общекомандные мероприятия как-то не закрепились. Костяком, конечно, собираемся. Например, Антона Яковлева, несмотря на разницу в возрасте, я считаю своим очень хорошим другом. Кто-то какими-то группами дружит. Общей тусовки у нас нет, но когда все собираются, все играют. Не знаю, нужно это или не нужно.

– В принципе, если химия в коллективе и так налажена, можно и без этого обойтись?

– Согласен. Я всегда открыт для общения и решения вопросов.

Беседовал Игорь Сидоренко