Максим Ковальчук: «Ко мне подошел Дмитрий Смирнов и сказал — готовься»

Максим Ковальчук давно всем всё уже доказал, но есть лишь один человек, которому он не перестает доказывать — это самому себе. В нашем интервью бессменный капитан Барса предстал в роли полузащитника, откровенно раздавая нашим читателям ответы на любые вопросы.
Начнем с банального вопроса, как твое здоровье?
Полегче, но нельзя сказать, что прям совсем хорошо. Играю с поясом, который поддерживает мою спину, потому что без него никуда сейчас к сожалению. Конечно дискомфорт есть, не все движения даются легко. До Оскола были проблемы и на Кубке России они усугубились.
Сколько еще осталось сердец?
Не знаю, но все, что остались — все мои(смеется).
Травмы еще не надоели?
Раньше, когда был помоложе, хоть и во многих стыках побывал, обходилось без травм. А сейчас уже пошел 38-й год, конечно, травмы преследует, поэтому и себе, и всем желаю в нашей нелегкой работе как можно меньше травм.
Как правильно готовиться к играм?
Каждый готовит себя индивидуально.
А ты себя как?
Пусть это останется секретом.
Но в душе ты остался тем же молодым футболистом?
Мне кажется, любой игрок, завершивший карьеру, будет вести себя так, как его воспитали. Да, я как не любил проигрывать, так и не люблю. Как не любил уступать борьбу, так и уступаю, хотя понятно, что тяжелее стало бороться, потому что появились молодые, резкие, быстрые ребята. Ничего не могу сказать, футбол и жизнь не стоят на месте. Все движется вперед, улучшается, но амбиции остались. Всегда относился себе самокритично, поэтому могу сказать, что были матчи, в которых я не выгляжу, как положено по уровню этой игры. Но все равно стараюсь не уступать, стараюсь все силы, сколько их осталось, выкладывать на поле.
Какой по счету сезон проводишь в Барсе?
Четырнадцатый.
А какая планка?
Да на самом деле, если здоровье позволит, то я рассчитываю играть следующий сезон. В Барсе или не в Барсе — это уже, наверно, не только мне решать, но и Диме Смирнову, потому что из-за тех требований, которые прививает сам футбол в том темпе, в котором он развивается, мне тяжело говорить о завтрашнем дне. Я сейчас в меньшей степени тренируюсь, потому что по будням тренирую детей и своими детьми занимаюсь. Нельзя сказать, что мне удается поддерживать спортивную форму в тех кондициях, которые бы позволяли играть еще на год-два больше. В любом случае футбол я бросать не буду, а на каком уровне играть — кто знает, что будет завтра.
Перед сезоном были разговоры, что ты мог покинуть команду, это правда?
Да, я действительно разговаривал с Димой Смирновым. Заранее подошел к нему и сказал, что доигрываю сезон, но со следующего сезона я уже вряд ли буду играть. Это было не то, что я просто хотел все бросить и уйти, просто на тот момент мое состояние, здоровье не позволяли мне. Я уже был подавлен, потому что старые травмы меня стали донимать настолько, что было очень тяжело. Я естественно озвучил это Диме. В процессе сезона мы с ним общались, он нашел нужные слова, что он умеет делать.
Сил не хватало?
Не то, что сил. Сказу так, когда принимал решение, я уже был психологически подавлен, не было желания. Здесь просто уверовал в себя. Если человек в меня верит, а подводить людей я не люблю, значит, стоит еще раз попробовать. Может быть, это мой последний сезон в Барсе, а может, буду переживать вторую молодость, как Валера Лихобабенко и еще ряд ветеранов.
Какая у тебя сейчас мотивация?
Скрывать не буду, в ЛФЛ я собрал все титулы, которые только можно. Не только высшие дивизионы, я и первую выигрывал, как игрок, я и вторую «А» и «В» выигрывал, как тренер. Выигрывал Кубок Переправы, хотя там тогда участвовали вторые, третьи дивизионы. Нельзя сказать, что я на этом останавливаюсь, но сейчас ставится тяжелее. А там, на международном уровне осталась какая-то недосказанность. Почему? Потому что в Греции мы сказали «а» и взяли очень длительную паузу. Знаете как бывает, ты вроде все сделал, а чувствуется, что все равно что-то не доделал.
Вернемся пока к чемпионату, в эти выходные играли с Веером, ожидал большего от соперника?
Наверно я ожидал чуть большего, потому что в последних турах Веер показал себя дисциплинированной, организованной командой, которая набирала очки, причем, набирала по делу. Не знаю, что произошло в матче с нами, потому что Веер сыграл беззубо, без искринки.
Веер — это открытие сезона?
Мне кажется, Веер постоянно проводит так сезон. Даже если вспомнить, в прошлом году Веер шикарно провел первый круг, что позволило им без головной боли провалить вторую часть сезона.
Веер и раньше отбирал очки у конкурентов, но сейчас играет чуть ли не равных с лидерами…
Да, но при всем этом результат остается результатом. Если бы Веер набирал очки с командами первой пятерки, то мы могли бы говорить об открытии сезона. Команда всегда билась, у них есть свой стиль и они прекрасно понимают, что в любой момент Балтика или Внуково могут поправить свои дела, поэтому стараются набирать очки в каждой игре.
Можно сказать, что самый тяжелый момент для Барса пройден?
Я не знаю, на самом деле игра покажет, потому что Барс сейчас играет на три фронта: чемпионат, сборная Запада и Лига Чемпионов. В любом случае поездки, например в Старый Оскол, накладывают максимальную нагрузку, которая, конечно, на них сказывается. Поэтому происходят спады — это нормально, это логично. Прошел ли этот момент Барс? Посмотрим, на Веере тяжело было сказать, тяжело будет сказать на Внуково, но после выездной игры с Бедой уже можно будет делать какие-то выводы.
Ждешь этот матч?
Хорошо, когда ты едешь и у тебя на бровке есть тренер. А сейчас я больше думаю не о самой игре, а что будет, если Дмитрий Смирнов не сможет присутствовать на матче.
Тогда все бразды правления перейдут к тебе?
Все бразды правления — громко сказано(улыбается), но в данный момент я не могу на сто процентов задумываться о матче как игрок или как тренер. Да, я уже думал, что если Димы Смирнова не будет на игре, то я займу его место, как И.О., даже просчитал кто начнет, как мы будем производить замены и нужно ли вообще будет мое присутствие на поле.
Прошлогодние 0:6 вспоминаешь с еще большей опаской?
Не могу сказать, что зацикливаюсь на этом счете, потому что я могу сказать, что перед Евро, может быть, мы осторожничали. Но если посмотреть с другой стороны, то я не могу сказать, что именно это стало причиной. Да, есть некие опасения, но тогда мы действительно приняли холодный душ. Причем все произошло настолько быстро, что толком не успели опомниться. Игра началась и сразу же закончилась, счет отрицательный, содержание отрицательное, а больше ничего не запомнилось.
Это будет решающая игра?
Для Барса любая игра решающая. Даже если это была бы последняя, ничего не решающая, игра в группе, все равно Барс будет играть на победу и показывать свой стиль, который проповедует в последние годы.
Какое впечатление оставила Беда? Команда похожа на прошлогоднюю?
Когда в прошлом году мы обыграли Беду на своем поле, я никак не ожидал 0:6 в ответной встрече. Беда мне показалась хорошей командой, которая всегда будет играть до конца, поэтому шансы на победу у нас в предстоящем матче равные.
В этой Лиге Чемпионов Барс много натерпелся от лидера Селтика, Капкова?
Вспоминая первый матч, мне удалось второй тайм досмотреть больше со скамейки. Могу сказать, что мы по игре то не уступили. Селтик — молодцы, выиграли и Капков классно пробил, но, честно говоря, дай еще тройку попыток, вряд ли они бы залетели. Бывает такое, что команда делает одну вылазку за матч и выигрывает 1:0. Но нельзя же говорить, что она является похоронщиком для определенного гранда. Спорт без везения тоже не существует. Селтик у себя дома выиграл, все по делу. Человек два-три раза ударил, два-три раза забил, какие вопросы?
Кто главный конкурент Барса в борьбе за медали?
Барс. Тысячу раз было такое, что команды теряли чемпионство, имея большой запас. Просто если ты свой очковый запас не будешь транжирить, ты будешь чемпионом.
Раньше в лиге был Каит — самый принципиальный соперник Барса, сейчас есть ли что-то похожее?
Когда мы говорим Барс-Каит, мы подразумевали дуэль Димы Смирнова и Игоря Кабанова, а не только двух команд. Сейчас мне кажется, что приближенно может напоминать Барс-Атлантис, потому что каждая игра получается непредсказуемой: то Атлантис может запихнуть шесть мячей Барсу, то Барс может в ответку. Матчи всегда интересные, всегда зрелищные, всегда на эмоциях.
Меньше месяца прошло после Кубка России, улеглись ли эмоции?
Эмоции улеглись, не так быстро, но не могу сказать, что долго витали. Опять же возвращаясь к вопросу о недосказанности, можно провести те же параллели с матчем Барс-Селтик. Барс на этот кубке выглядел стабильнее, сильнее, сбалансированнее, интереснее. Мне очень понравилась команда ЭСПЦ, которая, к сожалению, встретилась раньше, чем хотелось бы для ряда болельщиков, для всего города, да и для турнира в целом. Эти две команды мне были симпотичны. Но опять же Кубок России, Старый Оскол, победитель — Курск и что здесь говорить. Команда выиграла и дотерпела.
То есть Курск победил незаслуженно?!
Почему не заслуженно? Барс, забей пенальти…Да, обидно, есть недосказанность, недоделанность. Да, Барс остановился, наверное, в заслуженном для себя шаге… Ну извините, бывают противоречивые вещи. Если Селтик три раза ударил и забил, и выиграл, то значит он был сильнее. Если Курск вытерпел, после удаления, пенальти, ряда еще моментов, то значит это заслуженно…Здесь много но… По той игре и по тому составу, что был у Барса, мы должны были выигрывать с игры. Не из-за ошибок судьи или кого-то там еще мы проиграли, хотя осадок есть, но не считаю должным долго это перемалывать, переживать. Могу лишь поздравить ребят из Курска.
Но, главным фактором поражения в том финале, называют главного судью матча…
Но, он же не побоялся удалить лидера команды Курск на первых минутах, при этом дать пробить пенальти. Да, не знаю чем руководствовался он при назначении пенальти в наши ворота и не назначении в ворота Курска во втором тайме (падение в штрафной площади Фаустова. При. ред). Может быть та атмосфера и эмоции, которые царили на стадионе, для таких матчей этого фола недостаточно. Хотя конечно, ему можно было бы поставить десятку по десятибальной системе, если бы поставил ту точку. Еще каких-то ошибок я не замечал.
Рука была в штрафной, когда был назначен пенальти в ворота Барса?
К сожалению, была и она находилась в неестественном положение. Опять же, все с точки зрения судьи и только он может здесь решать. Но, человек не видит мяча, соперник скидывает мяч головой, а нашему игроку мяч попадает в руку. Причем расстояние между нашим игроком и игроком Курска, игрового расстояния, как такового не было. И эту руку в воздухе, он никуда деть не мог.
Тогда судья принял неверное решение?
Кто-то говорит, что за такое пенальти ставится, кто-то говорит, что нет. По разному можно говорить. Судья мог поставить, но мог и не поставить. Он его поставил и, в принципе, он был прав, хотя если бы не поставил, то тоже был бы прав.
Но, самый неприятный момент вышел с награждение, когда на него вы просто не вышли…
Да, за это я извиняюсь. Команда не вышла на награждение, к сожалению. Опять таки, это были наши эмоции, за которые, как капитан команды, я просто приношу свои извинения. Мы ни в коем случае не хотели обидеть или оскорбить соперника. Да и домой мы тоже спешили.
Медали получили?
Да, нам передали в поезде.
Этот финал, тот случай, когда Барс проиграл самому себе?
Можно сказать -да. Потому что играли мы легко, чувствовался запас по игре. Могли прибавить в любой момент. Правда не смогли забить стопроцентные мячи, когда бил Евгений Романов, Константин Казаков. Забей хотя бы еще один гол в концовке из тех, что у нас были, то 2:2 и были бы совершенно другие эмоции.
Сколько матчей провел за Сборную Запада, ведь ты ведешь подсчет этих матчей?!
Была сто пятая игра.
Ты идешь на рекорд?!
(смеется) По крайне мере хоть какой-то рекорд у меня еще может быть и будет.
В последнем туре наша Сборная неожиданно оступилась в матче против Северо-Востока. Как так?
Давайте возьмем во внимание то, сколько процентов составляют сборную игроки Барса? Процентов семьдесят точно. Опять же, на ребят накладываются те же самые нагрузки. Да, мы приезжаем в качестве лидера. Оступились? В какой-то степени. Но, у нас были моменты и немало. Пропустили — уже стало тяжеловато. А каждый игрок понимает, что ему завтра играть за клуб и в любом случае, небольшая, но экономия сил происходит. Не забывайте, что мы играли на выезде, а привезти ничью — это тоже неплохо. Амбиции тренера и статус сборной просто не позволяют играть вничью, а тем более проигрывать. Но, при той игре и результатах, которые показывает сейчас сборная Запада, а имею ввиду результаты не только этого года и сезона, а вообще в целом, сборная не может позволить играть по другому. Мы уже всех приучили: Барс побеждает, Запад должен побеждать. Запад побеждает, Барс должен побеждать.
Почему так?
Потому что у руля стоит один человек. Раньше, когда был Руслан Эбзеев, он вел туже политику. Поэтому когда все привыкают, что Запад должен быть номер один, то любая осечка воспринимается как: оступились. И все думают, что же с вами произошло? Да ничего страшного не произошло.
На твой взгляд правильно то, что сборная формируется на базе одной команды?
Когда у руля трех команд, это Барс, сборная Запада и России, стоит один человек и ведет одну и туже политику, и живет не только сегодняшним днем, но и завтрашним это хорошо.
Сами понимаете, когда ребята призываются в сборную России, то появляется один микроцикл, настолько мизерный и маленький, что быть объективным до конца в нем нельзя, причем во всех отношениях.
В каких?
В плане игроков, в плане выбора тактики, розыгрышей стандартов, да всего. Как я понимаю, то тренер, через этот микроцикл, подводит к оптимальному состоянию. Никто не говорит, что именно эти люди будут играть, но проще ведь выстроить костяк. Кто этот костяк будет составлять никто не знает. Но потом, когда у тебя будет этот костяк, то вокруг него уже будет легче подобрать ребят, которые подойдут. И чем больше времени ребята будут проводить вместе на поле, тем лучше будет формироваться команда.
Только немного теряется смысл самой сборной…
Так я же и говорю, что не факт, что Сборная России будет состоять из игроков Сборной Запада.
Ты с комфортом сейчас приезжаешь в сборную?
Да. Мне очень нравится. Мне нравится играть с теми футболистами, которые приезжают. Кого бы не вызвали, все точечно попадали и очень приятно было находиться. И что для меня немаловажно, как и для любого спортсмена, в коллективе есть нормальная, хорошая атмосфера. Вот здесь приятно, приятно находиться.
Также немаловажно для тебя было и вновь надеть капитанскую повязку?!
Да, мне приятно. Я никогда не скрывал этого. Когда я пришел в 2000-ых в Барс, у меня было много амбиций, был непоседой, все время рвался играть, но я всегда стремился быть капитаном в том коллективе, где я нахожусь. Всегда. Это, если хотите называйте его — бич. Но, я этого добился. Сначала в Барсе, затем в Сборной Запада, затем России. Конечно, я не скрою того, что мне приятно, когда Дима (Смирнов, прим. Ред.) в начале сезона ко мне подходил и говорил, про сборную, мол готовься. Когда мне человек доверяет, неважно кто это был или будет и чувствую его доверие, то у меня открывается второе дыхание и мне проще себя реализовать на поле.
Почему?
Потому что, если человек мне доверяет, то я его уже подвести не могу. Если я не имею права подвести человека, то значит я должен выходить на поле и отдаваться полностью. Делать то, что мне сказал этот человек минутами ранее. И сколько бы я не провел на поле времени, я должен это сделать, потому что я знаю — человек мне доверяет. Для меня это стимул.
Ты был кандидатом в сборную России перед поездкой в Хорватию. Почему не удалось попасть? Справедливо?
О справедливости и честности я не хочу говорить. Во-первых, у нас есть тренерский штаб Сборной России, который и определяет тот состав, который будет представлять Россию. Обидно было — да. Досадно было — да. Я не могу сказать, что я провалил свой первый сбор, хотя в первой же игре получил травму, но это не оправдание. Скажу лишь, что достоин ли я был? Хорошо всегда говорить о себе со стороны: Да, я достоин, я должен был поехать, я обязан был поехать, да я лучше всех. Но, нет. Со стороны, наверное, виднее. Может быть где-то, что-то я сделал не так или не до конца.
Матчи сборной смотрел?
Нет.
Принципиально?
Я не смотрел. Просто в этот промежуток времени я уехал, а там связи у меня не было. При желание конечно мог это сделать, но не сделал. Не знаю, обидятся на меня или нет люди, но после того, как не попал в окончательный список, у меня остался осадок, своя, так скажем обидка, может даже на себя и конечно же, ни на кого из тренеров или ребят я не обижаюсь. Да, узнавал только результаты, но спустя некоторое время.
В этот раз не хватило удачи?
Удачи? Я не знаю. Мне кажется, что нет того коллективизма, той атмосферы, которая должна приносить ту удачу, тот фарт. Вот еще раз вспомню сборную Запада. В ней приятно находиться. Отношение людей чувствуется ведь…А в сборной России я не знаю…
А как же было в сборной России?
Каждый был сам за себя. Мне кажется, такого не должно быть. Понятно, что все хотят поехать, все хотят выйти под гимн сборной России и испытать тот мандраж, который присутствует при переполненном стадионе, тем более когда с тобой поют гимн российские болельщики. Это большое достижение для любого футболиста, тем более на нашем уровне, любительском. Попасть или быть кандидатом и поехать туда — это чуть ли не максимальная планка для многих.
Знаем, что функционирует детская школа. Можешь рассказать об этом поподробнее?!
Да, мы с Игрем Шестаковым и Алексеем Медведевым открыли футбольную школу. Одна группа тренируется на Сетуни, другая на Юго-Западной. Решили, что хочется заняться своим любимым делом, ведь кто знает, сколько нам отведено еще играть(смеется). И чтобы не расставаться, а идти всегда в ногу со своим любимым занятием, лучше решили передать детишкам тот опыт, тот азарт, тот настрой, который у нас есть. Пускай из не вырастет условный Месси или Роналдо, хотя это тоже не исключено, все может быть. Пускай из тысячи ребятишек, что пройдут через нас, хоть один где-нибудь заиграет, а это уже хорошо. В любом случае, основная цель сейчас — это собрать, сплотить и как в любом коллективном виде спорта, дать дисциплину и очень много друзей.
Ты собираешь коллекционные тарелочки. Сколько их? И какая самая памятная?!
У меня их сейчас 97 штук. Они все по разному для меня памятные. Все очень дороги. Они все висят и покажи любую, я скажу откуда она. У меня есть маленькие тарелочки, средние, большие, то есть всех размеров.
По количеству они перебьют количество игр за сборную Запада?
(смеется) Я думаю, что они перебьют, потому что я не знаю, насколько моя карьера еще протянется, как игрока, но я все больше и больше задумываюсь над тренерской карьерой. Поэтому, если мне судьбой выпадет шанс поработать в тренерском штабе сборной России, то я его не упущу, а если это будет поездка, то тарелочки я буду оттуда привозить.