Мой цвет – сине-белый, а не оранжевый. Интервью с Сергеем Дуковым.
Очередной матч тура «Премьер-Лиги». «Факел» отчаянно сражается с «Форвардом» и пытается взять реванш за вчерашнее поражение. Сергей Дуков, изрядно уставший и выложившийся на свой максимум, не уходит с поля, а поддерживает команду до финального свистка, готовый снова вернуться в любой момент на поле. На последних секундах перекладина спасает трехкратного чемпиона от сенсационного поражения, и финальный свисток фиксирует ничейный результат. Раздосадованный Сергей Дуков покидает поле, но его настигает представитель пресс-службы «ЛФЛТО» с просьбой об интервью. Страйкер великодушно соглашается, ведь ему действительно есть о чем рассказать.
— Сергей, добрый вечер.
— Привет, Вань.
— Как настроение?
— Да не очень. Могли и должны были три очка брать с «Форвардом», но не хватило чего-то нам.
— Как думаешь, чего?
— Собранности, концентрации, где-то удачи, ну и опыта, конечно же, у соперника побольше. Тот же Девевчинский играл на таком спокойствии, что даже завидно. Привили, наверное, еще на тренировках в детстве.
— Что можешь сказать о своем становлении футболиста?
— Самым первым моим тренером был Ханин Сергей Николаевич. Впрочем, так как мы с друзьями были девяносто второго года рождения, а он тренировал он девяносто третий, попали мы к Лунину Владимиру Васильевичу.
— Тому самому?
— Да, этому. У которого состав на игру определялся по принципу «кто купил мяч, тот и играет». Причем, нередко мячи эти были…позаимствованы в детских лагерях и потом перекрашены. Шестьсот рублей, помню, стоило это произведение искусства.
— И почему же ты ушел от этого гения коммерции?
— Ну, очевидно же – мяч не купил. Да и конкуренция была большая. Поэтому следующей точкой развития стал Амелин Анатолий Сергеевич. Все у него хорошо было на тренировках. Мяч кинул и дал команду играть.
— Ну, не зря все-таки получил награду «заслуженного тренера России».
— И «важного человека в тамбовском футболе» заодно.
— Что было дальше?
— Меня такой подход к тренировочному процессу не устраивал абсолютно. На тот момент самая сильная команда девяностого второго года рождения была у Шарапова Валерия Васильевича и я решил, что если хочу чему-то научиться в футболе, то нужно идти именно туда. Решил уйти из «Технохима». Товарище же мои – Александр Лысенкин и Владимир Попов там остались. Долго не решался, но, все-таки, плюсов было больше, чем минусов. Да и Денис Потапов там был. На тот момент – мой очень хороший друг.
— К чему это привело?
— Да много к чему. Валерий Васильевич Шарапов и Денис Николаевич Гаврилов – два самых лучших и важных в моей футбольной жизни человека. Научили всему тому, что было, есть и будет важно в жизни. Васильевич вообще был нам всем как второй отец. Бесконечно благодарен им.
— Какие достижений ты добился в составе той команды?
— Так сразу и не вспомнить, если честно. Регулярно участвовали в чемпионате России, на области постоянно в числе призеров были. В две тысячи восьмом выиграли в Губкине Черноземье. В Саранске, правда, нам уже ловить было нечего. Но, тем не менее, команда эта была, на мой взгляд, одна из, если не самая сильная за все время существования «Академии Футбола», да и ДЮСШ.
— Достойно. Более, чем. Кто из известных футбольной общественности персонажей был на тот момент твоими коллегами?
— Много очень хороших ребят было. Морозов Алексей, например. Образец дисциплины и поведения. Нашим капитаном был. Артем Галицын. Раздолбай от футбола, конечно, но таланта не занимать. Женя Подольский – с обеих ног бил, самый быстрый и мощный в команде был. Ну и Антон Нечаев. Пример трудолюбия, на тот момент. Казалось, он даже во сне тренируется.
— Сильный состав, очень даже. Получается, ты окончил спортшколу в две тысячи восьмом?
— Ну, да.
— Что было потом? Какие достижения?
— Перед службой в армии, году в десятом, выиграл чемпионат области в составе Мичуринска, через три года с «ТГТУ» на области были в призерах и вот, в этом году, бронзу с Уварово.
— Все в большом футболе?
— Ну разумеется.
— А что касается «ТЛФЛ»? С чего все началось и как?
— В лиге я играю с самого ее основания. Только год в армии пропустил. Карьера моя началась с легендарной команды «Бойцы». Состав тогда был просто шикарный – Нечин, Потапов, Морозов, Лысенкин, Капранов, Попов, ну и я еще в кондиции был.
— Почему именно такое название?
— Потому что команда была с характером. Никогда не сдавались и всегда до последнего играли. С любым соперником. «Магистраль», «Чих-Пых» — без разницы, выходили и бились. А сейчас смотрю на молодежь из некоторых команд «Второй Лиги» и понимаю, что им очень и очень далеко до нас. Пофинтить, между проверить, и как Погба гол отпраздновать. Это путь в никуда. Получили два-три и все, бросили играть. Мы, помню, по снегу бегали против «Чих-Пыха» и его ветеранов. У двадцать восьмой школы еще. Всю игру с ними на равных бились, хотя разница в опыте была колоссальная, но смогли под конец выиграть победу. Три-два, что ли, счет был.
— Кто победный гол забил?
— Я все три и забил.
— Красавчик. Продолжая тему подрастающего поколения футболистов. В чем ты видишь главное различие между твоим временем и нынешним? И с чем это связано?
— Начинается все с отношения к самому футболу. Мы тренировались на песке и между пеньков бегали. Не говоря уже про снег и асфальт. Поле-то нормальное более-менее только в мае и видели. Сейчас у них все условия есть – база «Академии», синтетические поля, в большинстве своем, в свободном доступе, ходи, да просто играй. Но им и этого не нужно. А бутсы? Любого цвета и фирмы. У нас было два вида – белые и черные. Если там полоска какая-то, то все, выходишь в старте, так как самый крутой. Помню, Денис Потапов купил себе «Найки Р10». Самые первые в черно-золотой расцветке. Тысяч пять отдал, ну и упорно доказывал, что в них удар сильнее. А мы верили, так как все почти в кедах бегали. Сейчас есть где играть и в чем играть, но молодые парни сидят дома, да в «Фифу» режутся. Куда удобнее себя создать в «ЦСКА», чем реально туда поехать.
— Ну, твоя позиция ясна и я, признаюсь, полностью с ней согласен. А вот такой вопрос, кстати…не кажется ли тебе, что победы той самой команды Шарапова девяностого второго рождения слегка…неспортивны. Ведь, как известно, Денис Потапов обладает экстрасенсорными способностями, и вполне мог ими воспользоваться для достижения результата.
— Да нет, вряд ли. Он тогда только ногами добивался результатми.
— Ну, ясно. Вернемся к команде «Бойцы». Почему же она распалась?
— Вообще она дважды распадалась. Нашим директором был Александр Лысенкин. Мы его «Решалой» называли.
— Почему?
— Ну он решал вопросы.
— А, понятно.
— Администратором команды был Алексей Капранов. Он же «Секс». И между ними постоянно возникали какие-то недопонимания и споры, что, собственно, и приводило к распаду команды. Дважды.
— Так, а что можешь рассказать о таком проекте, как «Молодежная Сборная ТЛФЛ»?
— Ууу, это крайне интересный проект. Алексей Капранов, он же «Секс», сидел холодным одиноким вечером у окна, пил чай и думал, как найти «Бойцам» спонсора.
— Интригующее начало.
— Ну это он сам так рассказывал.
— А, хорошо.
— Так вот. Сидел он, пил чай, и тут ему пришла в голову идея. Взвесив все «за» и «против», предварительно написав завещание, он обратился с просьбой к тогдашнему главе Тамбовской Области – Олегу Ивановичу Бетину. Мол, мы школьники, играть хотим, а денег нет. Заклеил конверт и отправил письмо. Неделю он не выходил из дома, опасаясь за свою судьбу. И вдруг, вызывает его Артур Спивак. Глава «ТЛФЛ», на тот момент. И говорит, мол, ты чего, сам не мог подойти? И все, больше мы взнос не платили, став «Молодежной Сборной ТЛФЛ».
— Очень занимательная история, однако. Что было после «Бойцов»?
— Легендарный «СтартИнвест» был. Сборная звезд – Баев, Муранов, Кривцов, Мысин, Голяков, Гарвилов, Спивак еще, кстати. Из молодых были только мы с Денисом Потаповым. Одно удовольствие было играть с такими футболистами. Все в пас, постоянное движение, помогали друг другу.
— Затем ты ушел в армию?
— Да
— А после?
— В одиннадцатом году я вернулся, «СтартИнвеста» не было уже, да и все друзья по разным командам играли. Долгое время не мог найти себе подходящий коллектив. Потом предложили за «Кристалл» поиграть. С тем, который сейчас играет во «Второй Б», ничего общего та команда не имела. Поскольку никого не знал, то позвал еще Потапа. Связка у нас была просто убойная – он отдавал, я забивал. Остальным шести нужно было только не пропустить. Подняли команду с пятнадцатого места на пятое. И потом внезапно узнаем, что нас отзаявили в первое трансферное окно. Нам никто ничего не сказал, разумеется. «Они – звезды» — сказал представитель и отзаявил.
— Дальше, как я понимаю, началась эпоха «Дикарей»?
— Все верно.
— Как ты туда попал?
— Честно – не помню. Андрей Молостов где-то меня увидел и подтянул играть. Полтора года я за них играл, вроде. Отличное было время. «Андро» — прекрасный менеджер, который умеет работать с игроками. Подсказывает им, разговаривает перед игрой, дает советы. Я сразу же адаптировался в команде, тем более ребята все знакомы были. Очень комфортно было играть. Ну и «Факел» был фарм-клубом на тот момент. Там меня Олег «топ-коуч» Петухов меня и присмотрел.
— То есть, «Дикарей» можно считать неким перевалочным пунктом перед «Факелом»?
— Я бы так не сказал. Время, проведенное в команде «Андро», позволило мне раскрыться, как футболисту, с другой стороны. Да и эмоций были сугубо позитивные.
— Твой лучший сезон в карьере именно дебютный в составе «Факела». Три года назад. Не видишь ли ты некий регресс?
— Да нет, о чем ты. Раньше я действовал строго в атаке и все играли на меня. Да и передерживал часто тоже. Сейчас уже уровень игры другой – партнеры по команде уровнем выше, равно как и соперники. Приходится гораздо больше играть на команду. Может и возраст не тот – все таки не шестнадцать лет, чтобы по три-четыре игрока крутить. Травмы серьезные сказались еще. Нет, я, конечно, могу качнуть, обыграть и пробить, но лучше сразу отыграть и двигать атаку. Тем более, на «ТЛФЛ» можно по ногам получить, если возить часто.
— Итак, «Факел». Уже третий год ты играешь за команду Олега Петухова. Расскажи, что из себя он вообще представлял первоначально и как вырос в одного из самых опасных коллективов «вышки»?
— Проект этот очень интересный. Еще во время моей игры за «Дикарей» я на него впервые обратил внимание. Команда состояла практически полностью из военнослужащих. Вова Попов только играл за них. Я еще, помню, не понимал, как они вообще играть могут. «Бей-беги», все по-военному. Да и уровень игроков был совершенно разный: кто-то реально был хорош, а кто-то мог мяч поперек поля давать. Я попал в период перестройки команды. Всех, кто не дотягивал до определенного уровня, Олег отправлял в «Факел-2». Первое время игроком основы меня тренер, разумеется, не считал. Так, «Джокер». Вышел, забил. Но затем, вроде, получил свое место. Чуть позже к нам пришел Потап и Вова Кожевников, а затем и Алексей Оськин – лучший защитник «ТЛФЛ». Вышли в «вышку», но с определенными проблемами. Была игра, но не было результата. «Кожева» в центре вырывал все и отдавал мне, а я забивал все, что мог. Но ему было очень трудно одному такой объем работы выполнять, и Олег почти весь сезон искал игрока в помощь. На наше счастье таким стал Рома Козадаев. Казалось бы, вот оно, решение всех проблем. Да и победы пошли. Как вдруг, за два дня до закрытия трансферного окна «Потап» и «Кожева» говорят, что уходят в «Колизей». Мы все были в глубочайшем шоке. Особенно Олег. Он тогда сказал, мол, зачем так делать? Тем более за два дня до конца окна. Скажите раньше – мы бы замену нашли. А так, оставили команду в крайне сложной ситуации.
— Считаешь это предательством?
— Ну, не такой термин я бы хотел использовать. Их желание мне было абсолютно непонятно, хотя на тот момент мы были очень близкими друзьями. Признаюсь, у меня какое-то время тоже были мысли покинуть факел вслед за ними. Мы втроем тогда составляли костяк команды, а Вова вообще был главным лидером. На двоих с ним сделали голов пятьдесят, наверное, и тут они уходят. Трудно было, очень. Еще труднее было потом осознать, что они перешли в «Арсенал». В стан нашего принципиального соперника. Выглядело это не особенно красиво. Однако, выиграли мы даже больше, чем потеряли. Двое ключевых ушли, а пришла целая команда молодых и очень сильных футболистов. Не знаю, как там Олег работал с ними, но итог получился шикарным. И, да, буквально через несколько туров мы играли как раз против «Арсенала». «Что хотите делайте, но мы должны выиграть этот матч» — сказал Олег. Мы и выиграли по всем статьям. Пять-один счет был. Заряженный мы были максимально на этот матч и, как мне кажется, за счет желания и победили.
— Хм. Резонный вопрос назревает. Ты говоришь, что Кожевников и Потапов поступили некрасиво, но…ты ведь и сам не так давно играл за «Арсенал». Пусть и за второй состав. Как же так? Что случилось? Что за с Олегом Петуховым?
— Касательно конфликтов – говорить ничего не буду. Это, во-первых, дела минувшие, а во-вторых, выносить наше личное на всеобщее обозрение я не буду. Могу сказать только то, что этого человека я никогда не обманывал и не предавал. Даже после конфликта сам я не собирался уходить.
— Хорошо. Расскажи тогда об «Арсенале».
— Ну, во-первых, «Арсенал-2». Я сразу сказал Максиму, что за первую играть не буду, дабы не провоцировать никаких конфликтов. Огромное ему спасибо, кстати, за понимание и за то, что принял в команду. А в дубле очень много хороших и добрых парней. Я сразу адаптировался и начал по два-три гола забивать без какой-либо нервотрепки. Спустя какое-то время Макс начал приглашать меня на игры за основной состав, но ввиду определенных причин играть мне там было не особенно комфортно.
— И, несмотря на хорошие отношения с игроками «Арсенала-2», ты снова в «Факеле»?
— Да. Просто понял, что мой цвет – сине-белый, а не оранжевый
— И когда к тебе пришло это осознание?
— Примерно месяц мы с Олегом Витальевичем не общались. Ни я, ни он, не собирались делать шаги навстречу друг другу. Вплоть до спартакиады в Рассказово. По долгу службы меня обязали играть за «Факел», хотя заявлен я был за «Арсенал». Ну и там мы извинились друг перед другом, осознали собственные обиды, Олег меня обратно позвал. Но я окончательного решения с моей стороны так и не последовало. Но в конце концов, после матча «Арсенал» — «Факел» (2:1), «топ-коуч» подошел ко мне и сказал, мол, пора возвращаться домой. Тут я окончательно все и решил для себя. Сказал Максу, что ухожу и вернулся в родную команду.
— Ну и слава Богу, что сердце на месте. Ты, к слову, играешь за два состава одновременно и везде забиваешь. Чем это обусловлено? Не проходишь в состав или поддерживаешь игровой тонус?
— В «Факеле» приходится максимально концентрироваться в каждом матче. Отдавать себя и работать. Плюс конкуренция высокая. На каждой позиции два-три игрока высокого уровня, нужно подстраиваться под схемы. А в «Факеле-2» можно и подурачиться, для себя поиграть и на себя поиграть.
— То есть, ты не видишь себя лидером команды?
— Я больше командный игрок.
— Хорошо. Если уровень игроков «Факела» такой высокий, то почему конечные результаты такие…несоответствующие амбициям? В чем главная проблема?
— Они, на первый взгляд, незначительны, но место, все-таки имеют. Где-то характера, где-то умения не достает. Мы умеем играть с лидерами, умеем забивать, но при условном счете два-ноль в свою пользу начинает лететь вперед, очертя голову. Вроде ребята все с головой, но не хватает опыта. «Форвард» тот же очень грамотно умеет сушить игру. Через фол, через катание мяча. Они так и чемпионами становятся – за счет умения.
— Хм. Интересная точка зрения.
— У «Факела» есть будущее? Сравнивая с «Дикарями», этот проект ничем не уступает в амбициозности. Но мы оба знаем, чем все закончилось.
— Конечно есть. У «Факела» огромное будущее. Все игроки трудятся на благо команды и стараются победить. В «Дикарях» это было, скорее…брендирование. Без реальной составляющей.
— Составь символическую сборную из тех, с кем тебе доводилось когда-либо играть.
— В воротах Алексей Оськин.
— Он же защитник?
— Он может все. Универсал. Настоящий боец.
— Защитники?
— Тот же Оськин.
— Ага. Далее?
— Костя Шевченко. Человек-костолом. На первый взгляд таковым не кажется абсолютно, но он столько людей поломал, что страшно представить. Юра Авдеев в центре и Вова Попов.
— В центре кто?
— «Кожева» Рома Козадаев и «Мороз».
— Почему?
— Первый – очень креативный и разносторонний игрок. Рома очень трудолюбивый и ответственный парень, лучший опорник, как мне кажется. Ну а «Мороз»…это просто машина, у которой три сердца. Образец трудолюбия.
— А забивать кто будет?
— Тусиф Ягубзаде. Быстрый, умный, дриблер от Бога.
— А ты?
— А я – «джокер».
— Какой бы свой гол ты отнес к самому запоминающемуся?
— На области за Уварово недавно покер сделал в ворота «Академии». У дуги штрафной мяч коленом подкинул над защитником и с разворота корпус положил в девятку. А так, не особенно принципиально как забыть. Главное – победа команды.
— За какую команду в мировом футболе ты бы хотел поиграть?
— Ну, если помечтать, то «МЮ» или мадридский «Реал». В России – «Локомотив».
— Почему именно «юнайтед» и «сливочные»?
— Потому что вырос на играх Рональдо, Зидана, Бэкхема, Нистелроя, Руни, Фердинанда и Невилла. У меня даже первой футболкой была именно «Зубастика» в сборной Бразилии. Вон, у бабушки на даче лежит, пыль собирает. Но целая, вроде, еще. Я не фанат какого-то определенного клуба, а, скорее личностей. Моуринью и Ибрагимовича, например. Всегда мне нравились.
— Ты говоришь о футболе зарубежном, но что касательно отечественного?
— Он меня только разочаровывает.
— В плане?
— Никакой структуры и тенденции развития. Взять, к примеру, немцев. В начале нулевых они запустили проект по развитию молодежного футбола, а через четырнадцать лет получили чемпионов мира из этих самых ребят. Причем, на протяжении всех этих лет сборная оказывалась в призерах чемпионатов мирового уровня. Это я не беру в расчет Кубки Конфедераций и молодежные чемпионаты. А у нас элементарно работать никто не хочет. Вместо того, чтобы взять и по накатанной годами схемы воспитывать молодежь, мы зачем-то придумываем что-то свое. Как «Ладу Веста» продаем по цене иномарки. Есть же программы спортивных школ «Аякса» и «Барселоны», но использовать их никто не хочет, а может и просто не умеет. Нет у нас спортивных чиновников, искренне любящих футбол. Стадион «Зенита» построили за девятьсот миллионов, а у него крыша протекает. Так и живем.
— Чего на твой взгляд не хватает «ЛФЛТО» и чего бы ты вообще хотел пожелать ей?
— В принципе, сейчас все нормально. Помню, играли по колено по снегу и синяки собирали у второго педагогического училища. А сейчас играем на синтетических полях и полноценный мини-футбольный сезон. Лига развивается в правильном направлении. Хотелось бы пожелать ей более качественной работы с судьями, так как уровень, порой, кардинально разнится. Матчи топ-уровня должны обслуживать опытные арбитры. Ну, чтобы ошибок поменьше было. Так что, нужно работать с судейским корпусом. А самой лиге хотелось бы пожелать дальнейшего развития, исполнения всех планов, щедрых спонсоров и здоровья с душевым равновесием всем ее участникам.
— Спасибо, Сергей, огромное, за интервью и за пожелания.
— А, самое главное забыл. Максим Андреевич, пожалуйста, отдайте нам своего лучшего игрока, он же на банке сидит у вас!
— Спасибо, конечно, но я предан «Справедливой России», ты же знаешь.
— Так я и не про тебя.
— А, ну, ладно.
Иван Дронов