Ваш заказ номер шестьдесят девять. Как только он появится на экране монитора, можете его забрать. Интервью с Дмитрием Ульевым.
Томный вечер, гнетущие тона полумрака, скрывающие барную стойку. В воздухе витает аромат сладковато-едкого дыма, предстоящего пьяного дебоша и до остервенения отвратительная музыка из топ-чартов. В центре всего этого аттракциона пятничного безумия стоит бармен. Дмитрий Ульев. Экс-футболист, а ныне футбольный арбитр выглядит изрядно уставшим, но работу свою выполняет с присущей корпоративной этике видом жизнерадостного человека.
— Опять разбавляете, Дмитрий?
— А ты опять напиваешься?
— Ну, в общем, да. Как дела-то?
— Работаю, вот.
— Успешно?
— Пока не очень – чаевых мало.
— Я, кстати, что пришел-то.
— Ты каждый день сюда приходишь.
— Ну, помимо очевидного, сегодня мы с тобой интервью записываем.
— Зачем?
— Людям интересно, чем ты занимаешься сейчас, когда вернешься и массу других вопросов насущных обсудить.
— Ну давай только не сейчас. Попозже.
*Попозже*
— Готов?
— Нет, подожди, давай еще попозже.
*Еще попозже*
— Ну а сейчас?
— Еще немного.
— Да чем ты занят-то? Людей нет уже в баре, даже драки закончились.
— Ну, сейчас.
*Еще немного попозже*
— Все, давай.
— Наконец-то.
— Итак, начнем с простого. Дим, расскажи, с чего все началось.
— Моя футбольная карьера началась с малых лет. Лет семь или восемь мне тогда было, и к нам в школу пришел молодой тренер, Сергей Вячеславович Мокеев, который набирал детей в команду. Не особенно долго думая, я пришел домой и сказал родителям, чтобы меня отвели на тренировку. Так я попал в футбольную жизнь, которая продолжается до сих пор.
— Не слышал, чтобы в «Гараже» была своя футбольная команда.
— Да нет, я в общем смысле.
— Хорошо, давай дальше.
— Будучи молодым и перспективным, но в связи с семейными проблемами пришлось временно завершить карьеру футболиста в возрасте девяти лет.
— Тяжелейший удар по твоей психике.
— Ну, не так, чтобы очень, но все же. Спустя какое-то время я вновь возобновил свои тренировки только уже у другого тренера. Но вскоре, набрав упущенные навыки, я вернулся в команду к Сергею Вячеславовичу и продолжил карьеру.
— Что послужило причиной такого решения?
— Сердце и любовь к футболу.
— Хм. И как дальше все сложилось?
— К сожалению, я получал мало игровой практики и мало участвовал в турнирах. Позднее я решил, что стоит сменить тренера, надеясь, что в команде принципиальных соперников тренер Александр Васильевич Кущик рассмотрит мои навыки, и я буду играть в основном составе. И действительно, приложив массу усилий, я все-таки попадал в основной состав, поучаствовал во многих региональных, а так же международном турнире.
— Не считаешь ли ты это, мягко говоря, некрасивым поступком? Перейти в стан прямого конкурента, хоть ты и нечастым был гостем в основном составе, не особенно красит тебя как футболиста.
— На тот момент не было таких острых конфликтов и осознанной конфронтации команд, как сейчас. Все мы играли вместе, нередко за разные команды, и в неосознанном возрасте смена тренеров была нормой. Так что, не вижу здесь ничего плохого. Подводя итог, хочу сказать, что каждый из моих тренеров научил меня не только играть футбол, но и помогал расти и развиваться как человек. Каждому из них я очень благодарен, и большое им спасибо за то, что приняли меня в свои команды.
— О каких именно командах идет речь?
— Большую часть футбольной карьеры я провел в команде Александра Васильевича, она тогда называлась «Спартак-2» Тамбов. А у Сергея Вячеславовича…не помню, как назвалась команда. «Академия Футбола», наверное.
— Какое достижение считаешь самым важным в своей почти профессиональной карьере?
— Ну, со «Спартаком-2» участвовали во многих региональных турнирах, но не так часто завоевывали призовые места. Самым запоминающимся событием, да и достижением, был, наверное, финал Чемпионата Тамбовской области среди юношей. Мы обыграли в финале принципиальных соперников – «Академию Футбола», тренером которой был тогда, кстати, Сергей Вячеславович, и выиграли чемпионат Тамбовской области 2011го года.
— Как себя чувствовал тогда?
— Плохо.
— Почему же?
— Так медали мы не получили тогда. И до сих пор, кстати, тоже.
— Ну, это говорит об уровне организации.
— Конечно.
— Итак, «Любительская Футбольная Лига Тамбовской Области».
— Что?
— Ну, «ТЛФЛ» тогда она называлась. Сейчас уже другая структура и организация, Дим.
— Даже так?
— Представь себе. Итак, расскажи, как ты нашел себя в любительском футболе.
— «ТЛФЛ» для меня открылось совсем неожиданно, когда близился выпуск из «Академии Футбола».
— А ты разве не в двадцать второй школе учился?
— Ну, учился-то там, да, но структурно наш «Спартак-2» относился к «Академии Футбола». Названия разные. Ты вообще в футболе разбираешься?
— Нет, я же за «Элеватор» играл.
— А, ну, так, вот, некоторые товарищи по команде уже играли в одном из клубов «ТЛФЛ» в «Третьей Лиге А». «Ника-26» она называлась. На один из матчей собиралось мало человек, и мне предложили сыграть, помочь команде. Ну, это мне так думать хочется, а на самом деле просто людей не хватало. И вот, после первого матча, капитан команды Борисов Дмитрий, предложил остаться и играть за них на постоянной основе. Мне стало интересно, и я согласился.
— На какой позиции?
— Защитника, разумеется.
— Раз уже мы говорим о «Нике-26», расскажи, о стадиях развития этой команды и что с ней стало в итоге?
— Как я и говорил, начал в «Нике-26» по приглашению одноклубников по «Академии», когда не хватало людей. Со временем постепенно все игроки «Спартака-2» начали переходить по одному в эту команду. Тем самым мы заметно усилились и в первый же сезон просто разрывали соперников с неприлично большим количеством забитых мячей.
— И стали в итоге вторыми, не так ли?
— Да, проиграли «Штурму». Но мы лучше смотрелись все равно.
— Вы проиграли им в очном матче.
— И что?
— Да так, ничего. Что далее произошло с командой?
— Постепенно игроки-спартаковцы вытеснили почти всех прежних игроков «Ники-26», мы стали вторыми в регулярном чемпионате, но выиграли турнир «Надежда-2013» и тем самым обеспечили себе путевку в «Первую лигу». Уже там название команды изменилось на «Спартак». Так распалась «Ника-26» и образовалась новая машина для убийств.
— Которая распалась в этом же сезоне?
— Которая обыграла «Элеватор».
— Которая в итоге оказалась ниже в таблице?
— Которая в итоге стала третьей в «Премьер-Лиге»?
— Кстати, об этом. Что случилось потом со «Спартаком»?
— Вскоре нашу команду заметили такие известные лица как Максим Андреевич Мирошник и Максим Бизин, которые взяли нас под свою опеку, и мы вместе организовали банду под названием «Элеватор-ЮСБ».
— Успешно?
— Ну, третье место в «Премьер-Лиге», как я уже сказал, и на межрегиональных чемпионатах выступали достойно.
— Ах,да, кстати. «Межрегион-2015» в Старом Осколе. Что это было?
— Поездка в Старый Оскол было очень эмоциональной, развлекательной и запоминающейся поездкой за все время моей игры в футбол. Мы поехали на турнир играть и побеждать, но, как оказалось, все не так просто. Все дни нашего пребывания в Осколе заканчивались бурными вечерами – громкая музыка, алкоголь и дымящиеся кальяны от лучших кальянщиков Тамбова- Павла Туева и Максима Бизина.
— Ну, то есть, готовились к играм вы основательно? Как игроки сборной перед стыковыми матчами со Словенией.
— Да нет, мы уже после первого матча шансы на выход из группы потеряли и расстроились.
— Насколько сильно?
— Настолько, что о времени, проведенном там, мы будем помнить всю жизнь.
— И все же, я внесу чуть больше конкретики, с твоего позволения. По слухам, среди вас нашелся человек, использовавший раковину туалета не по назначению во время небольшого отравления.
— Ммм, да нет, не припомню.
— И то есть никто не засыпал в зажженной сигаретой?
— Нет.
— Точно?
— Определенно, нет. Я бы запомнил.
— Ну, хорошо. Продолжая тему футбола – кто, на твой взгляд, самый лучший игрок, с кем ты когда-либо играл?
— Однозначно так и не скажешь, ведь каждый игрок с кем я играл когда-либо был по-своему хорош. Но невозможно не отметить Максима Бизина, который, на мой взгляд, способен играть на абсолютно любых позициях, начиная с нападающего заканчивая вратарем. Причем он может это делать в любом состоянии, в том числе и состоянии алкогольного опьянения, и везде он использует свои профессиональные навыки на тысячу процентов. Ему нет равных.
— А когда, если не секрет, нынешний капитан «Справедливой России» позволял себе выходит на матч нетрезвым?
— Да было дело в Воронеже. Но это товарищеский матч был. Они там еще с Николаем Моисеевым подкаты друг под друга отрабатывали.
— Ну, ясно. Дим, ты уже давно не играешь под эгидой лиги и еще дольше в полноформатном виде футбола. Нет ли желания вернуться?
— Да конечно хочется, чего уж тут. Хотелось бы вернуться в большой футбол как игроку, и всегда будет хотеться. Но вариант возвращения в футбол любительский более вероятен. Возможно в один из клубов «ЛФЛТО». Но это не точно.
— Ты сейчас процитировал Большого Русского Босса?
— Да.
— Как ты думаешь, почему из тебя не получилось футболиста?
— В смысле «не получилось»?
— А, хорошо. Что можешь сказать о современном уровне футбола и подрастающем поколении?
— На самом деле, наблюдал тренировки в академии футбола разных возрастов, отметил, что каждый год вносятся в процессы тренировок новшества, тренера также принимают участие в семинарах и лекциях, что дает свои плоды в тренировочном и образовательном процессах. Обслуживал большое количество детских турниров и заметил, что дети сейчас отличаются уровнем игры от детей, которых, например, я судил три года назад, дети умнеют.
— А ты все так же судишь детей?
— Года-то разные. И я хоть сужу, а ты только подсуживаешь, когда вариантов из людей больше не остается.
— Итак, вот мы и перешли к следующему вираж твоей карьеры. Судейство. Как все началось, почему и зачем?
— Итак, судейство началось у меня совсем внезапно.
— Внезапно?
— Ага. Как-то раз, когда мы с «академией» были на турнире в Волжском.
— Последний ваш турнир перед выпуском, как я понимаю?
— Ну, да. Мы сидели и играли в карты, зашел разговор о судействе, моментах, фолах и так далее. И я начал умными словами что-то объяснять, доказывать, разбирать. Все это было в шутку, конечно, но Александр Васильевич предложил попробовать начать судить. Мы сначала стали смеяться над этим, но потом я согласился. Тренер сказал, что по приезду в Тамбов позвонит председателю судейской коллегии по поводу меня и еще одного парня, который тоже захотел попробовать себя в качестве судьи.
— Подожди, вы играли в карты?
— Да.
— И это нормально?
— А что тут ненормального?
— Действительно. Это же не пеной из огнетушителя окатить в Старом Осколе коллегу по команде.
— Не понимаю, о чем ты.
— Хорошо. Что было дальше?
— Мы приехали в Тамбов, я напомнил о нашем разговоре Александру Васильевичу, и он через какое-то время договорился с Тарасовым Дмитрием Александровичем. Он пригласил нас в «Школу молодого арбитра». Там мы начали изучать правила игры, решали тесты. Зимой у нас состоялась первая игра. Это было зимнее первенство области среди юношей, где я работал в качестве помощника.
— Трудно было?
— Поначалу – да. Не знал куда идти, куда смотреть, что делать. Было тяжело. Но со временем я набрался опыта на детских и юношеских турнирах и стало легче гораздо. Потом уже на Чемпионате и Первенстве области среди взрослых мужиков я и ощутил всю прелесть судейства.
— В каком смысле?
— Да во всех. Пихали, кажется, даже за то, что стою неправильно.
— Ну, бывает, чего уж тут.
— Спустя год обучения и работы, я попал на сборы третьего дивизиона. В первый год у меня не получилось пройти на КФК, к сожалению.
— Почему?
— Ну, не смог, в общем. Еще год я набирался опыта, и вскоре прошел-таки. Тогда и начал судить матчи третьего дивизиона «МОА Черноземье».
— Ты забыл упомянуть, что судил и в «ЛФЛТО».
— Да, было дело.
— Где сложнее – у нас или на области?
— На самом деле, что в любительской лиге, что на области судить сложно. Везде есть свои плюсы и минусы. Можно ответить на этот вопрос лишь одной фразой – «Чем слабее уровень игры футболистов, тем сложнее их судить».
— Репетировал перед зеркалом, наверное?
— Ну, так, пару раз. Ждал, когда пригодится эта фраза.
— Почему прекратил судить под эгидой «ЛФЛТО»?
— На самом деле, в лиге много перспективных судей, которых назначают на матчи. У вас своя система назначений, которая для меня как- то не подходит. Да и, в принципе, турниров и игр от федерации футбола и «МОА Черноземье» вполне достаточно. На игры «ЛФЛТО» не хватает ни времени, ни сил.
— Ну, то есть, ты не связываешь это с тем, что едва ли не в каждом втором матче у тебя было удаление, и твоя фамилия стала едва ли не именем нарицательным плохого судейства? Такая же ситуация сейчас складывается у Дмитрия Панкова.
— Чем слабее уровень игры футболистов, тем сложнее их судить.
— Я смотрю, тебе приглянулась эта фраза.
— Ну, так.
— В чем на твой взгляд главная проблема современного футбола и судейства в частности? Можно даже экстраполировать этот вопрос на формат «ЛФЛТО».
— Проблема в том, что игроки областных команд и даже команд-любителей считают, что они «Боги футбола», что они все знают и во всем разбираются. Как нужно действовать тренерам, другим игрокам своей и чужой команд и особенно, как нужно действовать судьям.
— И…что? Это всегда было, есть и будет.
— Это все говорит о том, что игроки не знают правил игры. Большинство из них только знают правило «бей и беги». Это не ко всем относится, разумеется. Есть игроки в областных командах очень грамотные и обученные, которые поиграли в свое время за профессиональные клубы. С такими гораздо легче найти общий язык. Я считаю, что каждый игрок, если ему интересно играть в матчах любого уровня, должен хотя бы один раз прочитать правила игры в футбол, которые доступно висят на просторах интернета. Тогда и проблем станет гораздо меньше.
— Кто, на твой взгляд, лучший арбитр мира? И в Тамбове.
— Не могу выделить кого- то одного, но мне нравится работа судей в Германии и Англии. Не люблю мелкий футбол. Люблю смотреть, когда игроки играют, бьются, а не когда судья не вынимает свисток изо рта. В Тамбове так же лучших нет.
— А какие есть?
— Только опытные.
— Тоже репетировал?
— Нет, это сам придумал.
— Видишь ли ты себя арбитром через пять-десять лет?
— Все зависит от того, как сложится моя жизнь за эти пять-десять лет. Конечно, желание есть, есть и мечта, но этого мало, нужно трудиться и работать.
— И, наконец, Дим, самый животрепещущий вопрос о судействе, и закроем тему. Только честно ответь, пожалуйста.
— Да, хорошо.
— Судей заряжают или нет?
— Хм. Очень интимный вопрос, на самом деле. Отвечу так – нет.
— Точно?
— Определенно.
— Хорошо. Ты сказал, что нужно трудиться и работать ради достижения своей поставленной цели. Приведу один пример из твоего же разговора на чемпионате Черноземья среди детей, который проходил у нас в Тамбове. В моменте оживленного спора с Виталием Пчелинцевым, объективно одним из лучших арбитров в истории тамбовского футбола, ты сказал – «посмотрим лет через пять, кто где будет». Дим, прошло практически пять лет. Где ты сейчас?
— Сейчас я все еще тут, в Тамбове, в третьем дивизионе, но работа идет, перспектива есть. Главное – не останавливаться на достигнутом.
— Ты считаешь свою квалификацию арбитра КФК – достижением?
— Ну, да, конечно. Но, опять же, есть к чему стремиться и ради чего работать.
— Хорошо. Развиваем тему работы дальше. Ты успел поработать в уйме мест – от «Атриума» до твоего текущего места трудоустройства. Негативных отзывов, как ни странно, о тебе не было.
— А ты наводил справки?
— Ну, так, поспрашивал. И все же, выделяя две организации, где работать лучше – в «Макдональдсе» или «Гараже»?
— Я не знаю, как тебе ответить на этот вопрос. Каждый двигается, как может, работа нужна всем.
— Помнишь свое фирменное блюдо из «Мака»?
— Двойной макмаффин с сыром и яйцами?
— В рот.
— Что «в рот»?
— Двойной макмаффин с сыром и яйцами в рот.
— Это из меню «Макдональдса» в Старом Осколе. Я такое не готовил.
— Раз уже мы затронули тему фастфуда и отвратительного качества, то скажи, почему тебе так нравятся фильмы, хотя таковыми их назвать трудно, «Марвел»?
— В детстве очень любил смотреть мультфильмы о супергероях, в младших классах был фанатом «Человека-Паука», покупал комиксы, читал их, менялся с друзьями, даже сам рисовал. И до сих пор любовь к комиксам, а особенно их экранизациям, осталась. «Марвел» и «DC» выпускают шикарные фильмы о супергероях. И как тут их не любить?
— Ну ты же понимаешь, что это обычный, абсолютно посредственный элемент поп-культуры, который просто продается огромными тиражами? Как можно здраво оценивать фильм, в котором актеры с красивыми физиономиями пляшут в латексных костюмах на зеленом хромокее? Они же даже ничему не учат. Оригинальная трилогия «Спайдермена» Сэма Рейми учила ответственности, самопожертвованию, отваге. А чему учат сейчас эти «Мстители», «Черные Пантеры», «Дедпулы»? Слушать рэп, шутить на уровне «комедийной жвачки» и, якобы, ломать четвертую стену, разговаривая со зрителем? Вспомни эпизод, где Райна Рейнольдса собственная девушка склоняет к…
— Ну это же смешно. Такие фильмы и развлекают и учат, и их интересно смотреть.
— Чему они учат-то? Давать своей девушке использовать игрушки из магазина для взрослых?
— Ну, это ты отдельную сцену взял.
— Ладно. Отвлечемся, какую музыку ты предпочитаешь, кстати?
— Предпочитаю разную музыку, особого предпочтения в направлении нет. Сейчас вот слушаю Егора Крида, Ти-Феста, Жа Халиба. О, Федук еще нравится.
— *убрано цензурой*, *убрано цензурой*, ты совсем, что ли, *убрано цензурой*?
— Да просто нравятся песни, чего ты разорался-то?
— А, кстати, раз уж мы затронули тему нетрадиционной сексуальной ориентации. Ты в армию-то пойдешь?
— Хотелось бы, конечно, сходить, но, к сожалению, не пойду. Давняя травма колена.
— Ясно. Итак, Дим, последние два вопроса.
— Наконец-то.
— Как ты думаешь, есть ли дальнейшие будущее у лиги и каков вектор ее развития?
— Честно говоря, ответить я на этот вопрос не могу, так как на данный момент не интересуюсь лигой. Почти все мое время сейчас занято другим делом. Но я думаю, что да, будущее у нашей лиги есть, так как формат 8х8 стал очень популярен как в Черноземье, так и в России.
— Чего бы ты хотел пожелать лиге?
— Время идет вперед, тамбовский футбол процветает и развивается, «ЛФЛТО» расширяется, как я могу судить, количество команд тоже увеличивается. Тенденция развития есть. Желаю не останавливаться на достигнутом и идти только вперед.
— Спасибо, Дим, за интервью, желаем тебе так же добиться вершины судейского Олимпа и, конечно же, вернуться, в футбол.
— А в «Справедливую Россию» сильный защитник с пушечным ударом не нужен?
— Нет.
Иван Дронов